Автоматическая швартовная лебедка
Швартовные лебедки часто выполняют автоматическими, в особенности на морских судах. Наиболее простыми и гибкими получаются автоматические швартовные лебедки с гидроприводом. Одна из возможных схем электрогидравлической швартовной лебедки показана на рис. 11.
|
Рисунок 11 – Автоматическая швартовная лебедка |
Она состоит из барабана 6, снабженного ленточным тормозом, двухступенчатого цилиндрического редуктора 3 и турачки 1. Колесо первой ступени редуктора зацепляется с двумя шестернями 13 и 14, приводимыми каждая своим аксиально-поршневым гидродвигателем 11 и 12 соответственно. Турачка сидит на грузовом валу 2 жестко, а барабан соединяется с этим валом кулачковой муфтой 9, управляемой винтовым механизмом 7. Лебедка снабжена двумя канатоукладчиками 5 и 8, каждый из которых может включаться своим кулачковым механизмом 4 или 10.
В процессе работы лебедки с ручным управлением при действии в канате номинального тягового усилия включены оба гидродвигателя, питаемые маслом от специального насоса с электроприводом. На режиме выбирания ненагруженного каната один гидродвигатель отключается, а второй при той же производительности насоса работает с большим расходом масла, следовательно, при большей частоте вращения.
На автоматическом режиме масляный насос отключается и при выбирании каната, когда его натяжение сделается меньше заданного, гидродвигатели питаются от масляной аккумуляторной батареи со сливом масла в пневмобак. Когда натяжение швартова становится больше заданного, канат травится и, вращая барабан, раскручивает гидродвигатели в обратном направлении, переводя их в насосный режим работы. При этом масло из пневмобака перекачивается в аккумуляторную батарею, которая на этом режиме заряжается.
Настройка лебедки на разное тяговое усилие при работе в автоматическом режиме осуществляется изменением давления масла в напорной магистрали.
Установка для приготовления питьевой воды «ОЗОН-0,5»
По способу обеззараживания воды различают хлораторные, с бактерицидными лампами и озонаторные станции, причем последние получили наибольшее применение на судах.
Это объясняется тем, что обеззараживание воды озонированием в гигиеническом отношении является наиболее совершенным.
При озонировании устраняются привкусы и запахи, выделяемые некоторыми водорослями и микроорганизмами. Озон действует в 15÷20 раз быстрее хлора, а потребность в нем в 2,5 раза меньше при достижении равного эффекта.
После обработки хлором вода имеет зеленовато-желтый цвет, озонирование придает ей голубой оттенок. Обеззараживание воды озоном способствует удалению из нее железа и марганца.
Озонирование является универсальным методом обработки воды, так как проявляет свое действие одновременно в бактериологическом и физическом отношениях. Минеральные вещества с химической точки зрения (растворенные в воде и определяющие в некоторой степени ее питательные вещества) после озонирования не изменяются. Вместе с тем при обработке воды озоном в нее не вносятся никакие дополнительные посторонние вещества, как, например, при хлорировании.
В качестве примера рассмотрим схему станции «Озон-0,5» производительностью 0,5 (рис. 12), которая работает следующим образом.
|
Рисунок 12 – Станция приготовления питьевой воды «Озон-0,5» 1. ящик забортной воды; 2. насос забортной воды; 3. песочный фильтр; 4. эжектор-смеситель; 5. контактная колонка; 6. накопительная цистерна; 7. дренажный трубопровод; 8. насос питьевой воды; 9. пневмоцистерна; 10. керамический распылитель; 11. трубопровод озоновоздушной смеси; 12. озонаторный агрегат; 13. электромагнитный клапан; 14. редукционный клапан |
Электронасосный агрегат забортной воды подает забортную воду в песочный фильтр, где она предварительно очищается от взвешенных примесей. Профильтрованная вода через сетчатый фильтр (на схеме не показан) поступает в эжектор-смеситель, где смешивается с озоновоздушной смесью, всасываемой из озонаторного агрегата. Озонированная вода направляется в контактную колонку для вторичного контактирования с озоном. Из нее питьевая вода поступает в накопительную цистерну, которая заполняется автоматически. При достижении в накопительной цистерне минимального уровня воды через поплавковое реле включаются насос забортной воды, озонаторный агрегат и вентиляционное устройство, и, наоборот, при достижении в ней максимального уровня воды указанные агрегаты и устройство отключаются.
Воздух в озонаторный агрегат поступает от судовой системы сжатого воздуха под давлением 2,5÷3 МПа. В редукционном клапане давление воздуха снижается до 0,1МПа.
Питьевая вода распределяется по потребителям через пневмоцистерну. Обработанная вода в пневмоцистерну подается насосом питьевой воды, а из нее под давлением 0,15÷0,3МПа – потребителям. При падении давления в пневмоцистерне до 0,15МПа с помощью манореле включается насос питьевой воды, а при достижении давления 0,3МПа он этим же манореле автоматически отключается.
Дата добавления: 2015-05-30 ; просмотров: 2780 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Швартовные механизмы
Швартовные механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, к борту другого судна, швартовной бочке и т. д., для перетягивания судна вдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо- отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций.
Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные или швартовные шпили, якорно-швартовные лебедки, простые и автоматические швартовные лебедки.
Брашпили и якорно-швартовные шпили имеют швартовные барабаны (турачки), которые и используются для выбирания швартовных тросов. На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме устанавливается швартовный шпиль, не имеющий цепного барабана.
Вертикальное расположение оси вращения швартовного барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления.
Вогнутая наружная поверхность швартовного барабана шпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы — закругленные ребра. Вельпсы препятствуют скольжению троса по барабану, однако за счет перегибов на них трос быстрее повреждается.
Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, сильно подверженных истиранию о шероховатые поверхности, предпочтительнее иметь шпили с гладкими барабанами.
рис. 44 Простая швартовная лебедка
Якорно-швартовные лебедки , устанавливаемые на некоторых судах вместо брашпиля, используются при швартовных операциях так же, как и брашпиль.
Простая швартовная лебедка (рис. 44) имеет приводной механизм — электродвигатель 4, вращение которого через редуктор 5 передается на рабочий вал 3, уложенный в подшипники 2 на стойках 6. На обоих концах вала насажены турачки 1.
Лебедка может работать в двух режимах:
1) швартовный барабан соединен с приводным механизмом и трос выбирается или потравливается последним;
2) швартовный барабан разобщен с приводным механизмом и трос может либо травиться, либо удерживаться на барабане при помощи ленточного стопора. Перевод лебедки с одного режима работы на другой производится ручным управлением. Лебедка имеет длинный рабочий вал с широко разнесенными турачками. Это позволяет при наличии направляющих роульсов выбирать тросы, идущие с любого направления.
Автоматическая швартовная лебедка выгодно отличается от простой тем, что она может работать в ручном и автоматическом режимах. В ручном режиме лебедка используется для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов.
После того как при подтягивании судна швартовный трос будет обтянут втугую, он остается на барабане и лебедку переводят на автоматический режим, для чего на автомате устанавливают нужное натяжение швартова.
При отклонении по какой- либо причине нагрузки на тросе от установленной лебедка будет автоматически подбирать или потравливать швартовный трос, обеспечивая постоянное заданное натяжение.
Длину швартовного троса, которую может автоматически стравить лебедка при нагрузке, превышающей установленную, ограничивают некоторыми пределами. При этом исходят из наибольших возможных изменений в положении судна относительно причала.
Если, например, при сильном отжимном ветре натяжение троса будет превышать установленное на автомате, то лебедка стравит заданное количество троса, после чего автомат зажмет барабан тормозом и на лебедке включится световой или звуковой сигнал, свидетельствующий об аварийном режиме работы лебедки.
При работе в ручном режиме автоматическая лебедка имеет большую скорость выбирания троса, чем шпили и брашпили, что позволяет сократить время швартовных операций.
Источник
Швартовные лебедки
По принципу действия делятся на простые и автоматические, по роду привода — гидравлические и электрические.
Отличительной особенностью автоматических швартовных лебедок является способность поддерживать натяжение швартовного каната перед барабаном лебедки в заранее установленных пределах. При увеличении нагрузки лебедка автоматически включается на режим травления, а при уменьшении нагрузки — на режим выбирания. Выбирание каната производится до тех пор, пока нагрузка не превысит пределы, установленные для данной лебедки. У некоторых лебедок длина вытравленного каната может быть не более установленной при помощи специального устройства. Это делается для предотвращения возможности «угона» судна от причала под действием ветра и столкновения с другими судами, расположенными на акватории порта.
Автоматические швартовные лебедки имеют сигнализацию по предельному натяжению каната и по его предельно допустимой вытравленной длине. Простые швартовные лебедки не имеют устройства для автоматического поддержания натяжения каната и, следовательно, непригодны для работы в тех условиях, когда его необходимо обеспечить. Кроме традиционной компоновки узлов простых швартовных лебедок (барабан с многослойной навивкой, турачка и канатоукладчик), встречаются механизмы, конструкция которых подчинена местным условиям размещения на судне.
Общий вид автоматической швартовной лебедки ЛЭША2М с электроприводом показан на рис. 4.12. Турачка закреплена на грузовом валу, выходящем из редуктора. Швартовный барабан может быть заторможен ленточным тормозом при помощи маховика. Электродвигатель соединен с редуктором упругой муфтой, закрытой кожухом. Под открытой крышкой пульта управления находятся маховики, при помощи которых задаются величина натяжения каната в автоматическом режиме и величина допустимого «угона», т. е. длины вытравленного каната.
Рис. 4.12. Швартовная автоматическая лебедка ЛЭША2М
Характеристики лебедки ЛЭША2М
Тяговое усилие (регулируемое), кН. 20—80
Скорость, м/мин:
ненагруженного каната. 110
выбирания в автоматическом режиме . 3,5
» в ручном режиме номинальная. 24
Размера каната на барабане:
диаметр, мм. 29
длина (при навивке в четыре слоя), м 200
Размеры каната на турачке, мм:
диаметр (стального) . 30
окружность (синтетического) . 175
Масса лебедки, кг. 6000
Несмотря на то что применение автоматических швартовных лебедок обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации швартовных операций, их нельзя рекомендовать к установке на судах всех типов и назначений по следующим причинам.
Автоматическая швартовная лебедка представляет собой довольно сложный и дорогостоящий механизм, требующий для размещения много места на палубе и квалифицированного ухода в эксплуатации. На судне нецелесообразно устанавливать менее двух, а иногда и четырех лебедок, поэтому рекомендуется применять их на крупных грузовых судах, где есть мощная энергетическая установка, высококвалифицированный штат команды и достаточно места для размещения лебедок. К таким судам относятся танкеры большой и средней грузоподъемности, контейнерные суда, рудовозы.
На этих судах широко внедряют скоростные методы погрузки, разгрузки и сокращают стояночное время. Для них характерно быстрое изменение осадки в процессе погрузки и разгрузки. Все это оправдывает применение автоматических швартовных лебедок. К тому же эти суда снабжаются швартовными канатами большого диаметра, с которыми работать вручную трудно.
Простые швартовные лебедки также облегчают труд швартовной команды, но их целесообразно устанавливать на судах, осадка которых не изменяется столь резко.
Источник
Привет студент
Якорно-швартовые механизмы
Для надежной стоянки на якоре, у причалов и других плавучих и береговых сооружений суда оборудуют якорными и швартовными механизмами. Обычно операции по подтягиванию швартовного каната, отдаче якоря, отрыву от грунта, подъему и уборке якоря в клюз выполняют на судах одним механизмом, снабженным звездочкой для якорной цепи и швартовным барабаном для швартовов (стальных, пеньковых, капроновых и других канатов).
Якорно-швартовные механизмы, выполняющие такие операции, подразделяют на шпили и брашпили. Первые имеют вертикальную ось вращения тяговых органов, вторые — горизонтальную. У шпиля — одна звездочка и один швартовный барабан (если шпиль звездочки не имеет, его называют швартовным). У брашпиля обычно две звездочки и два швартовных барабана. Шпили и брашпили, входящие в состав якорных и швартовных устройств, подразделяют на малые (с цепями калибров до 28 мм и тяговым усилием до 15 кН), средние (с цепями калибров 29—46 мм и тяговым усилием 16—50 кН) и крупные (с цепями калибров более 46 мм и тяговым усилием более 50 кН).
По роду используемой энергии якорно-швартовные механизмы могут быть ручными, электрическими и гидравлическими. Ручные шпили и брашпили применяют в основном на несамоходных судах с якорями массой до 400 кг и калибром якорных цепей до 19 мм. Наиболее распространенным приводом якорно-швартовных механизмов является электрический, небольшая часть судов эксплуатируется с паровыми шпилями и брашпилями, в последнее время внедряется и гидравлический привод.
На вал электродвигателей якорношвартовных механизмов устанавливают тормоз, предназначенный для удерживания тяговых органов от вращения под нагрузкой, превышающей на 50% номинальную. Мощность шпилей (брашпилей) по правилам Речного Регистра РСФСР должна быть достаточной для подтягивания судна к якорю, отрыва и подъема якоря со скоростью не менее 0,12 м/с при номинальном тяговом усилии на звездочке. Шпили должны выбирать канаты при номинальном тяговом усилии с установленной скоростью (не более 0,3 м/с) и при необходимости создавать двухкратное усилие на швартовном барабане в течение 15 с.
Устройство шпилей
Большинство судов имеют два становых якоря в носовой части и стоп-анкер (меньший по массе якорь) в кормовой части. Поэтому в носовой части судна устанавливают, как правило, брашпиль с двумя звездочками и швартовными барабанами, а в кормовой части — якорно-швартовный шпиль. Исключение составляют суда катамаранного типа, у которых в носовой части каждого корпуса смонтированы шпили. На буксирах-толкачах для выполнения якорно-швартовных операций иногда используют буксирные лебедки. На судах небольшой мощности устанавливают, как правило, один носовой якорношвартовный шпиль.
Механизм шпиля обычно имеет две части: верхнюю, состоящую из швартовного барабана 1 (рис. 132, а) со звездочкой, и нижнюю, включающую электродвигатель 3 и редуктор 2. По расположению привода шпили могут быть двухпалубные (рис. 132,а) и однопалубные (рис. 132,6, в). У двухпалубных шпилей электродвигатель с редуктором смонтированы на нижней палубе, а швартовный барабан — на верхней. Электрические однопалубные шпили могут иметь надпалубное
(см. рис. 132,6) или подпалубное (см. рис. 132,в) расположение электродвигателя. При подпалубном расположении электродвигателя 2 обслуживают привод через вырез в палубе или люки фундамента шпиля, снабженные водонепроницаемыми крышками.
Рис. 132. Схемы расположения шпилей
На современных судах чаще всего устанавливают однопалубные шпили с надпалубным расположением электродвигателя 2 и редуктора 3.
В настоящее время в качестве ручных широкое применение получили судовые шпили с рукояточным приводом семи типоразмеров ШР1 — ШР7 с номинальными тяговыми усилиями на турачке (барабане) до 7 кН и на звездочке до 6,5 кН: ШР1 и ШР2 — швартовные с барабаном без звездочки; ШРЗ — ШР5 — якорно-швартовные с барабаном и звездочкой, отлитым за одно целое; ШР6 — ШР7 — якорношвартовные, оборудованные колодочным тормозом и раздельно отлитыми барабаном и якорной звездочкой.
Швартовный барабан 7 (рис. 133), отлитый заодно со звездочкой 9, у ручных шпилей вращается на втулках 5 и 8 вокруг оси-баллера 6, жестко закрепленного в фундаментной раме 11. В головке (верхней части) шпиля на двух опорах смонтирован горизонтальный вал 1, проходящий через отверстие в баллере. На концах горизонтального вала закреплены конические шестерни 2 и съемная рукоятка 4. Вращение горизонтального вала передается ведомой шестерне 5, соединенной с верхней торцовой поверхностью швартовного барабана 7. К нижней части звездочки на пальцах шарнирно прикреплены собачки 10, перемещающиеся при вращении барабана по соответствующим храповым выступам, сделанным в фундаментной раме 11. Как только вращение рукоятки прекращается, собачки упираются в выступы на раме и стопорят барабан от обратного вращения.
Рис. 133. Ручной якорно-швартовный шпиль ШР4
При изменении направления вращения рукояток собачки перебрасываются в другую сторону.
Электрические якорно-швартовные шпили изготавливают с запасным ручным приводом, если они предназначены для работы с якорными цепями калибром до 28 мм (в морских условиях) и до 34 мм (в речных условиях). В последнее время в связи с возрастанием мощности энергетических установок судов устанавливают якорношвартовные шпили, как правило, без запасного привода.
Схема одного из таких электрических шпилей показана на рис. 134. Турачка (швартовный барабан) 5 и якорная звездочка 2 шпиля посажены свободно на неподвижную втулку 9, внутри которой от электродвигателя через редуктор 11 (червячную, червячно-цилиндрическую или червячно-планетарную передачу) может вращаться пустотелый вал (баллер) 4. Соединены они кулачковой муфтой 3 с помощью маховика 7, при вращении винта 6 которого можно поднимать и опускать турачку. Якорная звездочка имеет шкив 10 для ленточного тормоза.
Рис. 134. Электрический шпиль
Скоба 1 выполняет роль отбойника якорной цепи.
При включении электродвигателя через редуктор 11 получает вращение пустотелый баллер 4, соединенный зубчатой муфтой 8 с турачкой 5. Для выполнения швартовных операций вращением маховика 7 поднимают турачку и выводят ее из сцепления с кулачковой муфтой 3 звездочки 2. Последняя при этом стопорится от вращения ленточным тормозом. Якорные операции производят при работающем электродвигателе и выключенном тормозе, когда турачка опущена с помощью маховика 7 вниз до сцепления с кулачковой муфтой 3.
Устройство брашпилей
За последние годы конструкции брашпилей претерпели значительные изменения. В связи с увеличением мощности энергетических установок судов электрические брашпили изготовляют, как правило, без запасного ручного привода. Брашпиль, схема которого показана на рис. 135,а, состоит из следующих элементов: кулачкового контроллера для пуска и остановки электродвигателя; редуктора, передающего вращение якорным звездочкам и турачкам; рычагов и маховиков управления соответствующими муфтами и ленточными тормозными устройствами.
Рис. 135. Электрический брашпиль
При включении электропривода брашпиля через редуктор (рис. 135,6), состоящий из червячной 17, 16 и цилиндрической 18, 11 силовых передач, получает вращение грузовой вал 7. На его концах жестко закреплены швартовные турачки 6 и 15. Цепные звездочки 9 и 13, отлитые заодно со шкивами ленточных тормозов 8 и 14, посажены на валу свободно. Ступицы звездочек имеют кулачки, входящие в зацепление с муфтами 10 и 12, посаженными на шлицы грузового вала.
Швартовные операции производят при застопоренных тормозах и выключенных муфтах. Якоря поднимаются при включенной муфте 10 или 12 и выключенном ленточном тормозе на шкиве соответствующей звездочки. Одновременно разрешается поднимать два якоря только после поочередного отрыва их от грунта. В клюз 3 якоря втягиваются отдельно. Для отдачи якоря выключают ленточные тормоза и муфты. Звездочки под действием масс якоря и цепи при этом свободно вращаются на грузовом валу. Скорость якорной цепи регулируют ослаблением или натяжением тормозной ленты. Якорная цепь, сходящая со звездочки, хранится под палубой в цепном ящике 4, к которому она прикреплена жвака-галсом 5. Между брашпилем 1 и якорным клюзом 3, в котором подвешивают якорь, установлен стопор 2, предназначенный для крепления якорной цепи при выполнении швартовных операций, ремонтных работ и т. д.
Средства автоматизации якорных устройств. В соответствии с требованиями Речного Регистра РСФСР грузовые суда (длиной более 60 м) и толкачи оборудуют устройствами для отдачи якорей с поста управления судном, для подъема якорей — с местного поста. На речных судах широкое применение получили электромеханические и электрогидравлические средства дистанционного управления якорными механизмами. Электромеханические ДУ имеют два электродвигателя, один из которых предназначен для стопора якорной цепи, другой — для ленточного тормоза звездочки. Электрическая схема ДУ включается в работу переключателем режимов при установке его в положение «Торможение и дистанционная отдача». При нажатии кнопки управления пускается электродвигатель ленточного тормоза— лента начинает растормаживаться. Одновременно вступает в действие и электродвигатель отдачи стопора. К моменту отдачи стопора якорной цепи завершается и растормаживание ленты. Якорная цепь освобождается и происходит отдача якоря. При отпускании кнопки управления электродвигатель ленточного тормоза включается для затягивания ленты и отдача якоря прекращается. По мере натяжения ленты возрастает сопротивление на грузовом валу брашпиля, срабатывает муфта предельного момента, подача питания в схему прекращается и электродвигатель ленточного тормоза останавливается.
Рис. 136. Схема дистанционного управлений брашпилем
Рис. 137. Указатель длины вытравленной цепи
С помощью электрогидравлического ДУ, например брашпиля БЗР, осуществляется дистанционная отдача со свободным травлением и последующей остановкой травления якорной цепи на любом участке, местный контроль длины обеих якорных цепей, вытравленных за борт, и дистанционный контроль длины правой якорной цепи.
Схема ДУ брашпилем показана на рис. 136. При нажатии кнопки «Пуск» на пульте дистанционной отдачи якоря пускается электроприводной лопастной насос 14, и масло давлением 3,5 МПа через обратный клапан 9 поступает в верхнюю полость гидроцилиндра 5. Золотник 11, смещаясь вниз, перекрывает сливной канал, сообщающий нагнетательную магистраль 8 с масляным баком 12. Давление в верхней полости гидроцилиндра возрастает, поршень преодолевает сопротивление пружины 6 и перемещает толкатель 7. Рычаг 10 поворачивается по часовой стрелке и через тягу 2 растормаживает ленточный тормоз 1. Травление якорной цепи происходит до тех пор, пока нажата кнопка «Пуск». При этом избыток масла из нагнетательной магистрали сбрасывается в масляный бак через перепускной клапан 13. С отпусканием кнопки «Пуск» насос останавливается и давление в магистрали 8 падает. Золотник 11, смещаясь вверх, открывает сливной канал, сообщающий верхнюю полость гидроцилиндра 5 с масляным баком 12. Толкатель 7 под действием пружины поворачивает рычаг 10 против часовой стрелки и затягивает ленточный тормоз 1. Отдача якоря прекращается. Отдать ленточный тормоз 1 можно вручную вращением маховика 3 с винтом 4.
Момент отжатия кнопки «Пуск» контролируют визуально по механическому указателю длины вытравленной цепи, смонтированному на пульте дистанционной отдачи якоря. Механические указатели, выполненные в виде отдельных узлов, устанавливают в крышке редуктора брашпиля. При отдаче якоря цепь вращает звездочку 5, (рис. 137). Последняя через прямозубые и червячную передачи 2, 1 и 4 поворачивает на соответствующий угол лимб (диск) 3 относительно неподвижной стрелки. На лимбе закреплена шкала, градуированная в метрах соответственно передаточному отношению и расчетному диаметру звездочки. С заходом якоря в клюз звездочка, вращаясь в обратную сторону, устанавливает лимб со шкалой в нулевое положение. Указатель правой звездочки дополнительно оборудован электрическим преобразователем для дистанционного дублирования показаний указателя длины.
Автоматические швартовные лебедки
Рис, 138. Автоматическая швартовная лебедка
В последнее время некоторые суда оборудуют автоматическими швартовными лебедками. Швартовку судов с помощью таких лебедок производят в режиме ручного управления, а на стоянке они удерживают суда на швартовах с постоянным натяжением каната. При снижении усилия (ослаблении каната) лебедка автоматически выбирает канат (наматывает его на барабан), а с увеличением натяжения швартовов сверх заданного усилия — травит канат (поворачивает барабан для удлинения швартова). Автоматические швартовные лебедки изготовляют с электрическими или гидравлическими приводами. Устанавливают лебедки на палубе в удобном для производства швартовных операций месте. Пост управления может быть расположен и на некотором расстоянии от лебедок.
Автоматическую швартовную лебедку с электрическим приводом (рис. 138) обычно оборудуют двухскоростным редуктором, который при пуске электродвигателя приводит во вращение шестерню 1 (рис. 138,а) и пустотелый вал 6 с шестерней 7 и шестерней планетарной передачи. Последняя, вращаясь в неподвижном корпусе 4, через шестерни-сателлиты 3 и корончатую шестерню 8 вращает грузовой вал 5. На грузовом валу лебедки смонтированы швартовные барабаны 2 и 10, причем первый жестко скреплен с грузовым валом, а второй соединен с ним с помощью кулачковой муфты 9. При включении муфты 9 электродвигатель через редуктор, шестерню 7 и корончатую шестерню 8 передает вращающий момент на барабан 10 лебедки. Усилие на швартовном канате через шестерни 8 и 3 воспринимается корпусом 4 планетарной передачи, который удерживается от проворачивания пружиной 11 (см. рис. 138,6) переключателя режимов.
Каждому усилию Р на швартовном канате лебедки соответствует определенное положение поршня 13 в цилиндре 12, т. е. натяжение пружины 11. При ослаблении или натяжении швартовного каната равновесие нарушается. Например, с уменьшением усилия Р (ослаблением каната) пружина 11, воздействуя на поршень 13, поворачивает рычаг 14, связанный с командоконтроллером, вправо и электродвигатель включается в режим выбирания каната. При увеличении натяжения каната (возрастанием усилия Р) пружина 11 сжимается, рычаг 14 поворачивается влево и электродвигатель включается в режим травления каната. Когда усилие в швартовном канате и натяжение пружины переключателя режимов работы лебедки достигнут заданного значения, рычаг 14 разомкнет цепь управления электродвигателя. Вращающий момент на швартовном барабане в этом случае будет уравновешен моментом сопротивления на корпусе планетарной передачи лрбедки.
Гидравлические швартовные лебедки компонуют с приводным аксиально или радиально-поршневым насосом и реверсивным гидродвигателем. Смонтированный на валу лебедки гидродвигатель по конструкции аналогичен насосу. Разница заключается в том, что при вращении вала насоса в разные стороны в трубопроводах системы изменяется направление движения жидкости, а гидродвигатель, наоборот, с изменением направления жидкости в магистрали изменяет направление вращения барабана лебедки. Автоматический переключатель режимов в гидравлических лебедках управляет перепускным клапаном. С увеличением натяжения каната клапан перепускает все масло во всасывающий трубопровод и гидродвигатель работает в режиме насоса. При ослаблении натяжения каната, наоборот, перепускной клапан закрывается, давление в нагнетательной полости гидродвигателя возрастает и швартовный барабан поворачивается в направлении подтягивания каната.
Правила обслуживания
В соответствии с Правилами технической эксплуатации якорно-швартовные механизмы должны: «страгиваться» из любого положения; обеспечивать плавное торможение якорных звездочек; не допускать самопроизвольной отдачи якоря и травление швартовов; развивать в течение 15 с усилие в якорной цепи (швартовном канате) на 50% больше номинального.
Эксплуатация якорно-швартовных механизмов имеет такие особенности: кратковременность и периодичность действия, применение цепей и канатов. Поэтому от судового экипажа требуется строгое соблюдение последовательности выполнения всех производственных операций и правил безопасности при пуске якорно-швартов
ных механизмов, их обслуживании во время действия и остановки, а также при различных ремонтных работах.
При подготовке механизмов к пуску необходимо: выполнить их наружный осмотр; убедиться в отсутствии посторонних предметов на движущихся частях и в надежности крепления сопряженных деталей; установить наличие масла в баке насосного агрегата дистанционного привода отдачи якоря, в корпусе редуктора, подшипниках и других трущихся деталях; проверить опробованием исправность действия приводов ленточных тормозов и кулачковых муфт.
Все якорно-швартовные операции выполняют только по команде вахтенного начальника и под его руководством.
Запрещается эксплуатация механизмов при уменьшении диаметра отдельных звеньев цепи на 20% (на судах класса «М — СП» — на 10%). Число разорванных проволок у стальных швартовных канатов не должно превышать 20% общего их количества на длине, равной шести диаметрам.
Перед выполнением якорно-швартовных операций следует опробовать механизмы вхолостую и, только установив их исправность, приступать к работе. Маховик контроллера переставляют в положение «Пуск» только после переключения соответствующих органов управления (муфт, тормозов, палубных стопоров) в рабочее положение.
Во время работы механизмов следует периодически проверять температуру подшипников редуктора и корпуса электродвигателя, следить за наличием смазочного масла на трущихся поверхностях деталей, принимать все меры к тому, чтобы при движении деталей якорно-швартовных механизмов не наблюдалось стука и ненормального шума.
При выполнении якорно-швартовных операций запрещается: разъединять муфты включения звездочек, когда вращение баллера или грузового вала еще не прекратилось; дотрагиваться руками до расторможенной якорной цепи или поправлять якорь при втягивании его в клюз; открывать крышки контроллера, находящегося под напряжением; прикасаться к движущимся частям и стоять на линии движения якорной цепи или швартовного каната.
Для обеспечения исправного технического состояния механизмов, периодически (один-два раза в навигацию) производят их плановые ТО, во время которых проверяют крепление редуктора, электродвигателя, стоек и других деталей к фундаменту, вскрывают крышки смотровых окон редукторов и определяют состояние червячной и цилиндрической зубчатой пары, очищают трущиеся поверхности от загрязнения, песка и металлических опилок, устраняют все обнаруженные неисправности.
При плановых технических осмотрах разрешается разбирать механизмы только в объеме, необходимом для выполнения операций ТО.
Используемая литература: «Судовые энергетические установки» В.А. Сизых
Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ
Источник