Что такое обшивка борта выше верхней палубы

Наружная обшивка корпуса и настил верхней палубы

Наружная обшивка корпуса и настил верхней палубы образуют оболочку, препятствующую попаданию воды внутрь судна; совместно с настилом других палуб (на морском судне) и второго дна они одновременно являются основными связями, обеспечивающими продольную прочность судна, образуют контуры соответствующих перекрытий. Днищевая часть наружной обшивки служит нижним поясом оболочки корпуса, бортовая обшивка — стенками оболочки корпуса, а палуба — ее верхним поясом. При изгибе лучше всего используются связи, наиболее удаленные от нейтральной плоскости (плоскость, примерно расположенная на половине высоты борта между крайними связями). Этими связями будут днищевая обшивка и палубный настил верхней палубы; при проектировании и изготовлении делают особо прочными.

Наружная обшивка состоит из, отдельных поясов (рис. 12), каждый из которых сваривают (или склепывают) из листов различной толщины, располагаемых вдоль судна. Продольные швы между поясами называют пазами, а поперечные соединения отдельных листов в поясах стыками.

В зависимости от расположения на корпусе некоторые пояса имеют следующие названия. Средний пояс днищевой обшивки называют горизонтальным килем; листы, соединяющие бортовую и днищевую части обшивки, — скуловыми поясами; верхний пояс бортовой обшивки (с каждого борта), примыкающий к палубе, — ширстреком. Эти пояса обшивки делают толще остальных на 1—2 мм.

Количество поясов, принятое на миделе (вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине судна) вследствие уменьшения длины шпангоутов в оконечностях, не может быть сохранено: отдельные пояса обшивки не доходят до оконечностей судна, а часть поясов доходит до штевней в суженном виде. Стыки, по которым заканчиваются пояса, не доходящие до оконечностей, называют потерями 4 (рис. 13, а).

На чертеже растяжки (вычерчивают при проектировании для определения количества листовой стали, потребной на постройку судна) наружной обшивки указывают стыки отдельных листов в каждом поясе. Стыки поясов днища и палубы, как правило, не должны совпадать друг с другом. Однако в целях создания условий Для изготовления объемных секций допускается ряд стыков располагать в одной плоскости (по днищу, скулам, бортам и по палубе) с образованием универсальных поперечных швов обшивки корпуса.

Толщину листов обшивки устанавливают по правилам Регистров или расчетами и выбирают в зависимости от главных размерений корпуса судна.

Вырезы в листах наружной обшивки должны иметь закругленные углы; в случаях когда люки могут ослабить общую или местную прочность судна, необходимо предусматривать некоторое утолщение обшивки в районе вырезов, устанавливать дополнительные накладные (дублирующие) листы.

Ледовый пояс наружной обшивки располагают так, чтобы верхняя его кромка была выше грузовой ватерлинии на 250—500 мм, а нижняя —на 100—200 мм ниже ватерлинии судна без груза.

Настил главной палубы входит в состав элементов продольной прочности; он состоит из листов, идущих вдоль судна продольными поясами; при этом продольные швы (пазы палубного настила) должны быть параллельны диаметральной плоскости (рис. 13,6). Наиболее важное значение из всех поясов главной палубы имеет крайний пояс — палубный стрингер, прилегающий к обводу бортовой линии и смежный с ширстреком (см. рис. 12).

У грузовых и пассажирских судов в палубе делают вырезы (люки для доступа в отсеки корпуса). Для сохранения прочности верхнего пояса (ширстрека) обшивки корпуса максимальную ширину люков выбирают с таким расчетом, чтобы палубный стрингер не разрезался.

Минимальную толщину палубного настила принимают равной толщине бортовой обшивки судна в оконечностях. Если палуба покрыта сверху деревянным настилом, то толщина стального настила ее может быть уменьшена на 1—2 мм.

Ослабления прочности корпуса (при вырезах или местных уступах палубы) компенсируют утолщением оставшихся листов или установкой дополнительных связей с закруглением острых углов палубных вырезов.

Для определения размеров листов палубного настила, расположения люков, стыков швов при проектировании судна разрабатывают специальный чертеж растяжки листов палубного настила, которым пользуются при ремонте палубы и смене отдельных ее листов (см. рис. 13, б).

Источник

Фальшборт

Фальшборт (англ. bulwark ) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).

Аналогичную конструкцию в носовой оконечности называют «козырьком» или козырьком фальшборта, если нос судна с уклоном и фальшборт в носовой части судна изготовлен с уклоном наружу (как продолжение корпуса судна) для улучшения мореходных качеств судна.

Фальшборт в основном предназначен:

  • для предотвращения повреждения палубных конструкций и оборудования, палубного груза от удара волн и действия ветра во время плохой погоды;
  • для ограждения открытых частей наружных палуб от падения за фальшборт (в море или с верхней палубы на нижние палубы) человека, предметов, палубных грузов;
  • для уменьшения воздействия ветра и волн на человека (на палубе мостика во время несения вахты, на палубе бака во время постановки на якорь и т. п.)
Читайте также:  Как снять обшивку с сидения ford focus

Содержание

Элементы фальшборта

Стальные листы фальшборта привариваются к вертикальным стойкам для жёсткости. Если фальшборт имеет просвет, то стойки которые приварены (сваркой) к палубе и выполняют также поддерживающую роль.

Сверху фальшборта укрепляется горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом), который называется планширем.

Высота фальшборта — 0,9—1,2 метра, но на малых катерах, буксирах и прочих малых судах бывает и меньше. Иногда фальшборт может быть и больше человеческого роста в связи с конструктивной необходимостью для повышения безопасности и так далее.

Оставляется просвет от палубы (от верхней кромки ширстречного листа) 10—25 сантиметров для стока за борт больших масс воды, а в целях предотвращения повреждений при швартовках устанавливают фальшборт с уклоном внутрь судна или с отступлением внутрь от наружной обшивки корпуса судна. На верхних палубах (на палубе мостика, например) фальшборт не имеет просвета, так как для стока воды достаточно палубных шпигатов.

Там, где на палубе нет грузов вместо фальшборта может быть установлен релинг или леер со стойками (леерное ограждение).

Дилятация.

Вот фрагмент из заводской спецификации судна «Тойво Антикайнен»: «Фальшборт — сварная конструкция высотой 1200 мм по всей длине судна. Температурные швы (дилятация) — три по длине фальшборта».

Судно на волне, в процессе грузовых операций и температурных изменений климата прогибается и изгибается и если корпус представляет собой жесткую конструкцию типа трубы, то фальшборт выглядит узкой полосой на фоне всего корпуса. При изгибе, прогибе судна фальшборт бы разорвало, если бы специально, при постройке судна, не разрывали фальшборт в нескольких местах. Но, чтобы фальшборт был непрерывной преградой от волн, разравы делают внахлест. Вот это и есть (дилятация) — а фактически швов там нет.

ЛИТЕРАТУРА

  • © Funtik ®, 2001 (funtik@klaipeda.omnitel.net, dvb@takas.lt) Captain Dmitrij Baškirov
  • Яковлев А. А., Яковлев В.А. «Основы морской технической терминологии» (Bases of maritime technical terminology). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М., ЦРИА «Морфлот», 1978, всего 132 страниц, сморти страницу 5.

Смотри также

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Фальшборт» в других словарях:

фальшборт — фальшборт … Орфографический словарь-справочник

ФАЛЬШБОРТ — (этим. см фальшь и борт). Загородка на гребном судне, имеющая целью увеличить высоту бортов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАЛЬШБОРТ дощатая обшивка над бортами гребных судов. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Фальшборт — легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения края палубы и меньшей ее заливаемости. На судах выполняется, как правило, в носовой и кормовой части. На стальных судах выполняется из металла, на деревянных… … Морской словарь

фальшборт — Конструкция из листов с подкрепляющим набором для ограждения открытых частей палуб судна. Поперечный разрез сухогрузного судна 1 планширь судна; 2 стойка фальшборта; 3 полоса ватервейса судна; 4 рамный бимс; 5 настил палубы судна; 6 карлингс; 7… … Справочник технического переводчика

ФАЛЬШБОРТ — (нем. Falschbord букв. ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит для ограждения палубы и уменьшает накат волн на нее. Для стока воды в фальшборте устраивают отверстия (штормовые портики) … Большой Энциклопедический словарь

ФАЛЬШБОРТ — ФАЛЬШБОРТ, фальшборта, муж. (нем. Falschbort) (мор.). Выступ борта судна над верхней палубой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

фальшборт — сущ., кол во синонимов: 2 • ограждение (33) • фальш борт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ФАЛЬШБОРТ — лёгкий пояс, выполненный как продолжение бортовой обшивки судна и расположенный выше верхней палубы. Служит для ограждения края палубы и уменьшения её заливания забортной водой. Для стока воды в Ф. устраивают отверстия (штормовые портики). На… … Большая политехническая энциклопедия

ФАЛЬШБОРТ — Происхождение: нем. Falschbord стальной пояс, расположенный выше верхней палубы судна, выполненный как продолжение борта. Служит ограждением палубы, уменьшает поступление на нее забортной воды. Может устанавливаться на надстройках. Высота не… … Морской энциклопедический справочник

фальшборт — а; м. [нем. Falschbord] Мор. Бортовое ограждение палубы на судне. * * * фальшборт (нем. Falschbord, буквально ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит для ограждения палубы и уменьшает накат волны на неё. Для… … Энциклопедический словарь

Источник

Обшивка судна

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Обшивка судна» в других словарях:

обшивка судна — обшивка Обшивка из металлических листов, прикрепленных к набору судна, формирующая обводы корпуса или внутренние вертикальные или близкие к вертикальным поверхности. 1 планширь судна; 2 стойка фальшборта; 3 полоса ватервейса судна; 4 рамный бимс; … Справочник технического переводчика

Обшивка судна — 3. Обшивка судна Обшивка из металлических листов, прикрепленных к набору судна, формирующая обводы корпуса или внутренние вертикальные или близкие к вертикальным поверхности Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

бортовая наружная обшивка судна — бортовая наружная обшивка Часть наружной обшивки судна, расположенная выше скулового пояса. Поперечный разрез сухогрузного судна 1 планширь судна; 2 стойка фальшборта; 3 полоса ватервейса судна; 4 рамный бимс; 5 настил палубы судна; 6 карлингс; 7 … Справочник технического переводчика

днищевая наружная обшивка судна — днищевая наружная обшивка Нижняя часть наружной обшивки судна, включая листы скулового пояса. Поперечный разрез сухогрузного судна 1 планширь судна; 2 стойка фальшборта; 3 полоса ватервейса судна; 4 рамный бимс; 5 настил палубы судна; 6 карлингс; … Справочник технического переводчика

наружная обшивка судна — наружная обшивка Непроницаемая оболочка корпуса судна, которая вместе с поддерживающим ее набором образует борта, днище и оконечности судна. Поперечный разрез сухогрузного судна 1 планширь судна; 2 стойка фальшборта; 3 полоса ватервейса судна; 4… … Справочник технического переводчика

Наружная обшивка судна — 21. Наружная обшивка судна Непроницаемая оболочка корпуса судна, которая вместе с поддерживающим ее набором образует борта, днище и оконечности судна Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов констр … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Бортовая наружная обшивка судна — 23. Бортовая наружная обшивка судна Часть наружной обшивки судна, расположенная выше скулового пояса Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Днищевая наружная обшивка судна — 22. Днищевая наружная обшивка судна Нижняя часть наружной обшивки судна, включая листы скулового пояса Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОБШИВКА НАРУЖНАЯ — (Outer planking) водонепроницаемая оболочка судна, которая приклепывается или приваривается к наружным полкам угольников и швеллеров, составляющих набор судна. О. Н. служит также одной из главнейших продольных связей судна. Она состоит из ряда… … Морской словарь

ОБШИВКА МЕДНАЯ — (Copper sheathing) обшивка подводной части судна листовой медью, предохраняющая железные и стальные корпуса от обрастания ракушками, а деревянные, кроме того, от подтачивания червем. Листовая медь употребляется толщиной от 2,5 до 3 мм.… … Морской словарь

Источник

Наружная обшивка и бортовой набор

Наружная обшивка — это оболочка корпуса судна; она должна воспринимать давление воды и одновременно, как часть продольного набора, вместе с другими продольными связями обеспечивать продольную прочность корпуса судна. Наружная обшивка состоит из отдельных листов, которые с помощью сварки соединены друг с другом, со шпангоутами, палубами и днищевыми связями. Длина листов наружной обшивки обычно значительно больше, чем ширина. Вертикальная линия соединения (сварной шов) листов называется стыком, а более или менее горизонтальная линия соединения — пазом. Пазы образуют по длине судна гармонично протекающие кривые. Пояса обшивки, проходящие между этими так называемыми лекальными кривыми, называют поясьями. Каждый пояс имеет свое название в соответствии с его положением на корпусе судна. Поясья листов, которые примыкают непосредственно к килю, называются килевыми, остальные поясья, а также поясья рядом с горизонтальным килем в плоской части днища — днищевыми. Пояс листов, который покрывает закругление скулы, называется скуловым поясом, поясья листов у флоры над скуловым поясом — бортовыми поясьями, самый верхний — ширстреком. Количество стыков и швов зависит от величины листов. В зависимости от размеров судна ширина листов составляет от 1,2 до 2,8 м, а длина — от 5 до 10 м. В оконечностях судна устанавливают листы меньших размеров, так как объемная гибка и установка листов больших размеров были бы слишком трудоемки. Толщина наружной обшивки зависит от длины судна, высоты борта до верхней непрерывной палубы, а также от осадки и расстояния между шпангоутами (шпации). Эта толщина составляет для судов длиной 20 м около 5 мм, а для судов длиной 250 м — примерно 25 мм. Но даже у одного и того же судна толщина наружной обшивки не везде одинакова. Так, при волнении самые большие изгибающие напряжения судно испытывает в средней части, поэтому там листы толще, чем в оконечностях. Как правило, более толстыми, чем другие поясья листов, выполняют также ширстрек и горизонтальный киль, потому что они являются важными продольными связями и дополнительно подвержены нагрузкам, действующим на поперечные связи. Большие сжимающие нагрузки испытывает горизонтальный киль при доковании, поэтому днищевые поясья толще, чем бортовые.

Наружная обшивка:

1 — ширстрек, 2 — фальшборт, 3 — листовой форштевень, 4 — шов, 5 — пояс листьев, 6 — стыки листьев, 7 — скуловой пояс, 8 — бортовой пояс, 9 — днищевые поясья, 10 — горизонтальный киль, 11 — район подкреплений, 12 — бортовая обшивка надстройки

Усилены также поясья листов наружной обшивки в районе перехода в надстройку, так как там возникает особенно высокая концентрация напряжений при изгибе судна на волнении. Из-за килевой качки кроме днищевого набора в носовой и кормовой оконечностях усиливают также наружную обшивку. Суда с ледовыми подкреплениями имеют утолщенную бортовую обшивку, особенно если они строятся в соответствии с Правилами на более высокий ледовый класс и для работы в арктических водах. Ледовые подкрепления имеет не только наружная обшивка, но и бортовые связи — шпангоуты и стрингеры, а также фор- и ахтерштевень, рулевое устройство и отдельные части энергетической установки, такие как гребной винт, валопровод и коленчатый вал двигателя. Шпангоуты — ребра корпуса судна, которые расположены в вертикальных плоскостях и придают судну его форму. Они являются продолжением поперечных связей днища судна и образуют с днищевыми флорами, скуловыми кницами или бракетами, кницами бимсов и бимсами шпангоутную рамку, открытую в районе люков и закрытую за пределами люков и шахт. Шпангоуты вместе с другими поперечными связями должны обеспечить местную прочность корпуса, чтобы судно могло воспринимать действующие на него нагрузки от давления воды, льдов и груза. В соединении с поперечными переборками шпангоуты повышают также продольную прочность судна, предотвращая деформирование наружной обшивки. Шпангоуты распределены по всей длине судна (за исключением оконечностей) на равных расстояниях друг от друга. Это расстояние в зависимости от длины судна составляет от 0,5 до 0,9 м. Как правило, шпангоуты нумеруют от носового перпендикуляра в корму, начиная с «0»; шпангоуты за кормовым перпендикуляром получают отрицательные номера. Нагрузка на шпангоуты увеличивается по направлению вниз от поверхности воды в соответствии с увеличением гидростатического давления. Поэтому их поперечные сечения максимальны в районе между днищем и самой нижней палубой; от палубы к палубе они постепенно уменьшаются. Размеры трюмных шпангоутов зависят от величины судна, от осадки и от высоты скуловых бракет. Обычные концевые крепления трюмных шпангоутов к бимсам представлены на рисунке. У судов с одинарным дном или с горизонтальным настилом второго дна трюмные шпангоуты у наружной обшивки соединяют с флорами внакрой, чтобы соединение было достаточно жестким на изгиб; иногда их присоединяют с помощью книц. Размеры шпангоутов твиндека зависят также от величины судна, т. е. от высоты борта до главной палубы, от высоты твиндека, количества и положения твиндека, от осадки и шпации. Обычные концевые крепления промежуточных шпангоутов к палубам и бимсам показаны на рисунке. Размеры шпангоутов надстройки и их концевых креплений определяют так же, как для шпангоутов твиндека.

Шпангоуты и бортовой набор:

а — расположение шпангоутов (вид сбоку); b — связь борта судна с одинарным дном; с — бортовой набор однопалубного судна в районе грузового люка; d — бортовой набор трехпалубного судна; е — бортовой набор в районе машинного отделения; f — набор крейсерской кормы

1 — твиндечные шпангоуты; 2 — кницы; 3 — трюмные шпангоуты; 4 — полка скуловой кницы; 5 — скуловая кница; 6 — бимс; 7 — транцевый лист; 8 — кормовые шпангоуты; 9 — ахтерштевень; 10 — продольный комингс; М — поперечный комингс; 12 — рамный бимс; 13 — рамный шпангоут; 14 — бортовой стрингер; 15 — промежуточная палуба; 16 — днищевые флоры; 17 — средний кильсон; 18 — соединение внакрой шпангоута с флором

В тех районах корпуса судна, где возникают особенно большие напряжения или где корпус судна должен быть особенно жестким (например, в районе машинного отделения), в области больших люков устанавливают усиленные шпангоутные профили — так называемые рамные шпангоуты. Они состоят из стенок с приваренными полками. На концах больших грузовых люков рамные шпангоуты вместе с люковыми концевыми бимсами и люковым поперечным комингсом образуют замкнутую рамку большой жесткости и прочности. В корме (при крейсерской корме) шпангоуты расположены в плоскостях, не вертикальных к диаметральной плокости, так как в противном случае стенки шпангоутов стояли бы слишком наклонно к наружной обшивке и значительно уменьшали бы ее прочность. Поэтому кормовые шпангоуты располагают в плоскостях, которые расположены под различными углами к диаметральной плоскости и почти вертикально к наружной обшивке. Вместе с соответствующим образом расположенными бимсами они образуют отдельные рамы, которые крепятся на так называемом транцевом листе. Транцевый лист — это лист, снабженный подкреплениями и расположенный под прямым углом к продольной оси судна. Он соединяется с ахтерштевнем и заменяет в этом месте флор. Для подкрепления шпангоутов в носовой и кормовой оконечностях устанавливают бортовые стрингеры. Форпик и ахтерпик под самой нижней палубой дополнительно усиливают рамными стрингерами. Если форпик и ахтерпик задуманы как цистерны, то между рамными стрингерами на половине расстояния устанавливают дополнительные стрингеры. У судов с ледовыми подкреплениями ставят дополнительные шпангоуты; у судов с меньшими ледовыми подкреплениями они ограничены носовой оконечностью; у судов более высокого ледового класса по всей длине судна установлены дополнительные шпангоуты и стрингеры. В районе ледовых подкреплений наружная обшивка может выдерживать давление льда до 784,8 кПа.

Бортовой набор носовой оконечности:

1 — главная палуба, 2 — бортовой стрингер, 3 — форштевень, 4 — усиленный бортовой стрингер, 5 — флоры, 6 — бимсы, 7 — таранная переборка, 8 — двойное дно, 9 — трюмные шпангоуты, 10 — баковая переборка

Источник

Читайте также:  Какие салоны были на ваз 2104
Поделиться с друзьями
Авто4х4