Ткачество (Л. Кожевникова)
В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали деревенские женщины, когда шли на сенокос или на первый выгон скота. В эти дни зеленые луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров.
Ткачество. Полотенце тканое с ручным кружевом. Авт. Д. Смирнова
Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в праздники.
Ткачество. Узор, выполненный браным способом
Все эти вещи, как правило, ткали сами женщины на деревянных самодельных станках.
Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.
Если вас заинтересует узорное ткачество, сделайте маленький настольный станок, изображенный на рисунке.
Станочек для ручного ткачества: 1 — валик- навой, 2 — валик для готовой ткани, 3 и 4 — храповики с собачками, 5 — ремизки, 6 — батан, 7 и 8 — валики крепления ремизок, 9 и 10 — вспомогательные валики
Один из валиков станка — навой — служит для навивки на него нитей основы. Другой — для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками с собачками.
Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия- глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Нити для петель — катушечные № 10 или корд — тонкий шнурок. После ремизок нити основы должны быть забраны в гребень (его называют бердо), вставленный в раму, которая называется батаном. Бердо проще всего изготовить из отрезков стальной проволоки, укрепленных в батане на расстоянии 2 мм друг от друга. Батан крепится к боковинам свободно и поэтому может откидываться вперед и назад.
Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через ремизные валики — их устанавливают примерно посередине станка,- один вверху, другой внизу.
В одну ремизку пробирают четные нити основы, в другую — нечетные. При тканье одна ремизка поднимается, другая опускается. При этом половина нитей основы тоже поднимается, другая половина опускается. Между поднятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани. Перед прокидкой следующей уточной нити положение ремизок меняется, а батан вновь откидывается к ремизкам. Так постепенно, нить за нитью, нарабатывается ткань.
Когда наработанная ткань будет мешать движению батана, отпустите обе собачки, удерживающие храповики, намотайте готовую ткань на передний валик, оставив лишь небольшую ее часть, закрепите сначала задний храповик собачкой, натяните основу и потом закрепите передний храповик. Теперь можно работать снова.
Кроме валиков для нитей основы и для готовой ткани, а также валиков, поддерживающих ремизки, станочек имеет два вспомогательных валика. Через первый проходит основа, сходя с валика-навоя, а через второй — готовая ткань, прежде чем попасть на валик, предназначенный для нее.
Челнок — это узкая линейка чуть покороче ширины станка, с концами, вырезанными ласточкиным хвостом. Нить-уток наматывается во всю длину челнока во много оборотов до отказа. Челноков нужно иметь несколько, по числу применяемых цветов утка.
Успех вашей работы во многом будет зависеть от правильной подготовки к ней. Прежде всего нужно насновать основу — для нее подойдет катушечная нить № 30, 20 или 10. Можно взять и нитки кроше. Сделайте из дерева сновальную раму — она показана на рисунке. Нить завяжите узлом на первом колышке рамы, обведите ею соседний колышек, затем ведите к другой стороне доски, обведите там вокруг колышка — и снова в обратную сторону. Так дойдите до последних двух колышков, стоящих рядом, сделайте вокруг них восьмерку, ведите нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже сделайте восьмерку. Так вы насновали две нити основы. Продолжайте в том же порядке, пока не наснуете нужное число нитей. После этого закрепите последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вденьте в восьмерки толстый шнур и завяжите с обеих сторон узлом. Теперь можно снять — очень осторожно — основу с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками). В таком виде основу можно хранить долго.
Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем, а при недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень-полубердо шириной с навой.
Еще до начала навивки нити должны быть разобраны по порядку. Для этого замените шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделите их на пучки, каждый из них проденьте через зуб полуберда, распределяя основу равномерно по ширине. Потом петельки каждого пучка наденьте на тонкий металлический пруток, который закрепите на навое двумя очень маленькими гвоздиками,- пруток должен поддерживаться ими с одной стороны. Только после этого можно начинать навивку. Навивать нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров.
После этого уже пробирайте нити сначала в ремизки, потом в бердо. Делается это крючком наподобие вязального, но крупнее его, с остро направленной бородкой. Проборку ведут чаще всего слева направо. Первую по счету нить пробирают в левый глазок первой от ткача ремизки. Остальные петельки с глазками в это время отодвиньте вправо, чтоб не мешали. Вторую нить пробирают во вторую от ткача ремизку, тоже в левый глазок. Потом пробирают третью нить — в следующий глазок первой ремизки. И так далее. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков.
Затем в таком же порядке и тем же крючком проводят проборку в бердо, но только здесь нужно пробирать по две нити сразу в один паз.
Когда проборка будет окончена, завяжите нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом проденьте в них тонкий металлический пруток, который закрепите на переднем валике двумя гвоздиками так же, как пруток на навое. При этом обязательно нужно добиться одинакового натяжения нитей.
Расчет количества нитей основы, петель на ремизках и пазов в берде таков. Допустим, ширина ткани — 32 см, а плотность основы — 10 нитей на сантиметр. Тогда количество нитей будет 32 x 10 = 320. Количество петель на каждой ремизке будет наполовину меньше, то есть 160. Количество пазов в берде при проборке по две нити в паз будет вдвое меньше, чем нитей, то есть 160.
Простейший узор, доступный любому начинающему,- это тканье в полоску или клетку («пестроткань» или «пестрядь»). При узоре горизонтальными полосками чередуют прокидки утка разных цветов в определенном порядке. Например: 10 желтых, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых и 10 желтых. Такой узор может служить каймой небольшого изделия, а само изделие будет белым. Можно придумать множество вариантов рисунка в горизонтальную полоску.
Если хотите получить рисунок в клетку, и основу и уток наберите из разных цветов. Рисунок делается также по счету нитей. Например, расчет основы: 10 нитей синих, 4 белых, 10 синих, 10 красных, 4 белых, 4 красных. Далее порядок нитей повторяется. Количество нитей в повторяющейся части рисунка называется раппортом, здесь он равен 42 нитям. В утке нужно брать те же цвета нитей в том же чередовании, тогда получится правильная клетка. Хотя можно сделать и такой узор, в котором цвета по основе и утку будут разные и ритм их будет другой.
Посмотрите на тканый рисунок, изображающий курочек. Такой узор делается браным способом.
Установите ремизки на одном уровне, чтобы четные и нечетные нити основы шли параллельно. Бердо откиньте к ремизкам. Линейку с плавно заостренным концом (она показана на рисунке) пробирайте между нитями основы так, чтобы часть нитей ложилась поверх линейки, часть оставалась внизу. Когда вы проберете все нити основы, поверните линейку на ребро — образуется небольшой зев, сквозь который проведите челнок с нитью утка. Теперь можно вынуть линейку и прибить батаном проложенную нить. Уток ляжет точно так, как вы пробрали линейку,- часть его окажется сверху ткани, часть снизу. После каждой узорной прокидки утка сделайте одну-две промежуточные прокидки с помощью ремизок, как при обычном тканье, которое мы описали выше. Нить узорного утка должна быть примерно втрое толще промежуточного. И, разумеется, другого цвета.
1 — сновальная рама, 2 — свитая основа, 3 — навивка основы, 4 — закрепление нитей на валике, 5 — крючок, 6 — линейка для браного ткачества
Расчет нитей целиком зависит от задуманного вами узора.
Источник
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
сводный электронный предметно-тематический иллюстрированный каталог
Сновальный круг
Сновальный круг
Сновальный круг (Сновальная рама, сновальный вороб, сновалка) — приспособление для домашнего ткачества, с помощью которого готовили нити для основы.
Сновальный круг состоял из двух четырехугольных рам, перпендикулярно вставленных одна в другую и вращающихся на оси. На конце одной рамы вбивали деревянный колышек. Нить пропускали поочередно над или под колышком, создавая будущий зев основы. На сновальный круг нити шли с вьюхи. Во время снования женщина держала нить в левой руке, а правой вращала сновальный круг. Работая, она должна была следить за тем, чтобы нити ложились спиралью правильными рядами.
Ткань, изготовленная на ткацком стане, состоит из продольных нитей, называемых основой, и поперечных, получивших название «уток».
Для работы на ткацком стане, прежде всего, готовили основу будущей ткани. Этот процесс назывался «снование». Наиболее древний способ снования — снование по стене (рис. ). Нити натягивали на колышки, вбитые в стену. Снование по стене — медленная и утомительная работа. В течение нескольких часов ткачиха должна была непрерывно переходить от одного колышка к другому.
Сновальный круг, который появился в начале 20 в., был более совершенным приспособлением для снования. Работа на нем шла в пять раз быстрее, чем при сновании по стене, и была не столь утомительна, так как женщина была избавлена от постоянного хождения вдоль стены.
- Шангина И. И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. С-Пб., 2003. С.222–223.
- Набокова О. А. ТЭП выставки «Лен Русского Севера». НРФ, 1988.
Составитель: Мельникова Н.М.
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Источник
Online-кинозал: Заправка ткацкого станка с бердышком с использованием сновальной рамы
Поделитесь этой информацией с друзьями:
В данном Online -кинозале мы подробно разберем уникальную возможность станка — превращаться в сновальную раму. Вот такой вот станок-хамелион: хочешь ткешь на нем, а щелкнешь пальцами — перед тобой шикарная сновальная рама! Настало время прокачать свое мастерство и научиться пользоваться магическим превращением станка в раму и обратно!
Программа кинозала:
- Разбираемся что собственно говоря такое «сновальная рама»?
- Как конкретно нужно укладывать нить на сновальную раму.
- Техника заправки ткацкого станка с бердышком с использованием сновальной рамы. Важно: никаких дополнительных гаджетов, которые используются при заправке ремизных станков НЕ потребуется!
- ну и как обычно — пара-тройка бесценных фишек от Марии Штрик
Как это будет? Посмотрите небольшую нарезку с этого семинара:
Даты проведения: | Кинозал проводится раз в месяц. Продолжительность трансляции: 45 минут Запись трансляции будет доступна для Вас в течение месяца |
Стоимость участия: | 2500 рублей для всех, кто приобрел ткацкий станок с бердышком в магазине «Украса» 8500 рублей — для остальных участников. |
- Сообщите нам о своем желании принять участие в Online-кинозале — жмите зеленую кнопку «Принять участие».
- Мы увидим Вашу регистрацию и в течение дня по электронной почте пришлем на электронную почту ссылку на оплату.
- Пройдите по ссылке из письма и оплатите свое участие. Помните: оплата возвращается только в случае отмены/переноса мероприятия по инициативе организатора.
- В день Online-кинозала в назначенный для трансляции час, проверьте электронную почту, которую указали при регистрации — там найдете «письмо-напоминалочку» содержащее ссылку на видео-трансляцию. Жмите на ссылку и наслаждайся просмотром!
- Если вдруг у Вас произойдет сбой с интернетом или другой форс-мажор — не переживайте. Запись трансляции будет доступна для просмотра в течение недели! Важно быть бдительной: Трансляция привязана к адресу электронной почты, который вы указали при регистрации. Если Вы решите переслать ссылку на трансляцию кому-то еще, система зафиксирует повторный вход с другого IPи навсегда заблокирует просмотр как для Вас, так и для всех, кто получил от Вас ссылку. И в этом случае мы ничем не сможем Вам помочь — принимайте ответственность на себя. Предупрежден — значит вооружен.
Источник
Сновальная рама
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСЛ НИЕ сновальнои рамы.
К авторскому свидетельству В. В. Ксенофонтова, заявленному 30 мая l930 года (заяв. свид. Nà 70968).
О выдаче авторского свидетельства опубликованр 31 октября 1931 года.
В предлагаемой сновальной раме с од-,; ной неподвижной сторонкой и с другой сторонкой, поворотной и подвижной на роликах, применен откидной способ пово- рота на специальных шарнирах. По мнению автора, такая сновальная рама облегчает обслуживание ее, а соединение обеих рамок вплотную способствует более правильной установке катушек, уменьшая обрывность нитей.
На чертеже фиг. 1 изображает боковой вид сновальной рамы; фиг. 2 — то же, вид сверху.
Сторонка Б сновальной рамы неподвижная и закреплена наглухо в точках С, Сторонка А вращается на шарнире Д в, нижней части в полу и на шарнире Д в верхней части в планке П, которая соединяется наглухо со сторонками Б — Бдвух рамок. В средней и передней своей части сторонка А стоит и передвигается по рельсам Р и Р при помощи роликов Л и Л .
Для избежания качки сторонки А при ее раздвигании верхняя доска в передней, части снабжена парой роликов, под которыми проходит планка П, соединенная наглухо в точках Тсо сторонками Б — Б
Раздвижка рамок производится непосредственно руками. В рабочем положении (в период работы машины) сторонка А вплотную соединяется со сторонкой Б простым крючком. Так как нити с катушек после раздвигания будут оттянуты, то приведение рамки в рабочее состояние производится при одновременном поворачивании валика на машине вплоть до требуемого натяжения.
Предмет изобретения, Сновальная рама, состоящая из одной неподвижной сторонки и одной поворотной и подвижной посредством роликов и рельсов, отличающаяся тем, что подвижная сторонка А может быть поворотной откидной на самостоятельных шарнирах Д и Д с целью одновременного обслуживания несколькими рабочими всей площади обеих сторонок.
Источник