Джип триал 4х4 гонки

Джип-триал: как выиграть соревнования и остаться невредимым

Одной из популярных разновидностей автомобильного спорта является джип-триал. Эта дисциплина завораживает публику зрелищностью и непредсказуемым исходом состязаний. Встречающиеся на пути препятствия, мастерство вождения, тюнингованные автомобили – это главные составляющие джип-триала, привлекающие спортсменов и публику.

Принципы проведения соревнований

Как и в любом другом виде спорта, в джип-триале есть правила, которые должны соблюдаться всеми участниками соревнований. Препятствия на трассе обозначают курсовыми воротами. Каждые ворота имеют свой порядковый номер, который расположен на табличке. Участники должны проезжать ворота так, чтобы порядковый номер во время движения оказался с левой стороны.
Главным принципом джип триала является преодоление препятствий за минимальное количество времени, не совершая ошибок. За каждое нарушение участникам соревнования дают штрафные очки. Их присуждают за сбитые или пропущенные ворота, за медленное прохождение трассы, а также в том случае, если участник не явился на соревнование.

Классы автомобилей для гонок

Автомобили в джип-триале подразделяются на классы. Для каждого класса машин устанавливается определённая трасса, правила и требования, которые необходимо соблюдать. Перед каждыми соревнованиями проводят техосмотр автомобилей, во время которого определяется их класс.

Автомобили, которые имеют право участвовать в джип-триале, разделяются на 5 классов:

  1. Оригинал – это стандартные машины. В эту группу входят обычные внедорожники, которые не имеют каких-либо усовершенствований. Если автомобиль старого года выпуска, то он может быть обновлён до модели нового поколения.
  2. Стандарт – серийные внедорожники. Такие машины могут быть с усовершенствованным двигателем, но на них нельзя устанавливать дополнительные элементы, например, наддув, турбонаддув, нитро. Обладатели таких автомобилей могут их тюнинговать, но несущественно.
  3. Модифайт – это модифицированные автомобили. Здесь разрешён глубокий тюнинг.
  4. Промодифайт. Этим внедорожникам разрешается кардинальное изменение: полный тюнинг автомобиля, включая изменение двигателя, рамы. Единственное, что запрещено – установка управляемого заднего моста.
  5. Прототип. Это самый зрелищный класс внедорожников. Из-за особой сборки такой машины у их водителей имеется возможность управлять задними колёсами. Эти автомобили способны преодолевать невероятно сложные препятствия, что придаёт соревнованиям особую зрелищность.

Несмотря на обилие модификаций, сам автомобиль не делают огромных размеров, так как имеются ограничения по весу (примерно 3,5 тонны). К тому же во время прохождения трассы машина должна помещаться в габариты курсовых ворот.

Главные правила прохождения трассы

Существуют несколько основных правил прохождения трассы:

  1. Проезжать ворота и секции разрешено только передним ходом.
  2. Если на трассе есть ворота и сектора для разных классов автомобилей, то проезжать разрешено только в те из них, которые соответствуют классу машины.
  3. Даётся ограничение по времени. Если трасса не пройдена за отведенное время, то заезд считается незавершенным.
  4. Отсчёт времени начинается тогда, когда автомобиль пересек линию старта и заканчивается, когда он проезжает линию финиша.
  5. Запрещена езда вне ворот. Ворота считаются пройденными, если хотя бы одно переднее колесо заехало за их границу.
Читайте также:  Для чего рычаг на лебедке

Для безошибочного преодоления всех препятствий нужно не только соблюдать правила, но и обладать хорошими навыками вождения.

Терминология

Чтобы разбираться в джип-триале, необходимо знать определенные термины, которые часто встречаются на соревнованиях:

  • пройденными воротами называют границу, которую автомобиль пересек хотя бы одним передним колесом;
  • брифинг ­– это инструктаж перед началом соревнований;
  • лимит времени – время, за которое участники должны доехать до финиша;
  • ограничительные ворота – это пространство между двумя ограничительными вешками, установленными перпендикулярно по отношению к трассе;
  • парк-стоянка – место, где находятся автомобили участников соревнования;
  • посторонняя помощь – помощь людей, не участвующих в соревнованиях;
  • прохождение ограничительных ворот – безошибочное прохождение ворот автомобилем;
  • сбитие ограничительной вешки – поломка или повреждение вешки автомобилем;
  • зачётная секция – предстартовая зона с ограничительными воротами;
  • финиш секции – пересечение линии финиша автомобилем;
  • хронометраж – время, за которое автомобиль проехал с начала старта и до финиша;
  • старт соревнования – начало проверок Административной или Технической инспекций;
  • створ ворот – линия, связывывающая точки установки ограничительных вешек ворот.

Зная эти определения, несложно разобраться в сути и порядке проведения состязаний.

Экипаж

Согласно правилам автоспорта России управление автомобилем разрешается лицам, достигшим 18-летнего возраста и имеющим лицензию водителя соответствующей категории.

Экипаж автомобиля составляют два водителя. Фамилия или псевдоним участника, а также национальный флаг должны быть размещены на боковых поверхностях машины с обеих сторон. Если автомобилем управляют оба водителя, то нужно удостовериться в том, что есть возможность их идентификации. За несоблюдение этих требований участники подвергаются денежному штрафу.

Стартовые номера, эмблемы и реклама

У всех машин есть трёхзначный стартовый номер, начинающийся с цифры, которая обозначает группу автомобиля. Для соответствующего класса джипов есть свой номер, фон которого обозначен определённым цветом.

На кузов каждого автомобиля организатором должны быть нанесены следующие наклейки:

  • на капоте наносятся эмблема Российской автомобильной федерации (РАФ), статус наименования соревнований, а также логотипы спонсоров соревнований;
  • на боковых панелях или дверях размещается один набор стартовых номеров.

Реклама на стартовых номерах является обязательной, и её содержание должно сообщаться заранее.

На автомобилях может быть размещена любая реклама, при условии, что она:

  • не запрещена законодательством России;
  • никого не оскорбляет;
  • не пропагандирует никаких политических или религиозных взглядов;
  • не занимает места для других наклеек и не мешает водителю.

Другая реклама, которую предлагает организатор, может считаться необязательной. Для этой рекламы должно быть забронировано место на автомобиле. Отказ от неё может повлечь за собой увеличение заявочного взноса. Необязательная реклама не должна наноситься на поверхность стекла машины.

Проведение соревнований

Начало старта в своей группе определяется либо с помощью жребия, либо по очереди. Жеребьевка означает, что следующий старт в секции начинается в обратном порядке. Если экипаж начинает движение последним, то в следующей секции он стартует первым, предпоследний – вторым и т. д.

Экипаж, который явился поздно или вовсе не явился на стартовую зону, считается не вышедшим на зачётную секцию. Во время прохождения зачётной секции водителю запрещено: отстёгивать ремень безопасности, снимать шлем, открывать двери.

Читайте также:  Гидромотор лебедки тадано 300

Отсчёт времени начинается при пересечении стартовых ворот. Судья, убедившись в том, что участники готовы стартовать, начинает отсчёт времени. В конце отсчёта он поднимает руку вверх, что означает команду «Старт».

После въезда в секцию стартовые ворота являются её ограждением, и их пересечение является нарушением. Автомобиль должен полностью проехать финишные ворота, в противном случае ему дадут нарушение за наезд на ограждение.

Судейство

Для достижения максимальной объективности во время исполнения своих обязанностей судьи должны находиться с разных сторон автомобиля, передвигаясь параллельно его движению. Штрафные очки, полученные участником во время прохождения трассы, суммируются.

Если водитель, участвовавший в соревнованиях, не согласен с какими-либо из присуждённых нарушений, он вправе написать руководству соревнования объяснение по поводу спорной ситуации, однако сделать это можно не позже чем через 20 минут после проезда зачётной секции.

Победителем соревнований становится тот, кто наберёт наименьшее количество штрафных очков. Если у участников одинаковое количество штрафных очков, то победа отдаётся тому, кто проехал все секции за наименьшее количество времени.

Требования к трассе

Местность, на которой предполагается проведение соревнований, необходимо оградить с помощью ленты. Это делается для того, чтобы на трассе не оказались посторонние машины и люди. Ограждение устанавливают так, чтобы оно не мешало движению и манёврам водителей.

Конфигурация трассы

Трасса по джип-триалу должна сочетать в себе подъёмы и спуски, препятствия, образованные искусственным или естественным путём, пересеченную местность. Эти неровности должны обладать достаточной прочностью, чтобы после проезда автомобилей они не изменяли свою конфигурацию. Помимо этого, трассу нужно подготовить таким образом, чтобы машина не могла набирать высокую скорость.

Грунт

Для трассы может использоваться любая поверхность, кроме торфа и зыбучих песков. Последние два вида покрытия запрещены, так как они являются слабым грунтом и не обеспечивают равных условий для прохождения траектории.

Курсовые ворота

Курсовые ворота устанавливаются таким образом, чтобы участник во время их прохождения сталкивался с препятствием. Ширина ворот зависит от структуры грунта и автомобилей, участвующих в джип-триале; от установленных на трассе препятствий. В одной секции могут находиться не более пяти ворот. Если количество ворот больше пяти, то секцию разделяют на две части.

Меры безопасности

При проведении соревнований водители подвергаются повышенному риску угрозы жизни и здоровью, поэтому для обеспечения безопасности во время состязаний следует соблюдать следующие меры:

  • ограждать трассу, на которой проводятся соревнования, чтобы на неё не проникли посторонние люди;
  • на старте и/или финише должно быть не меньше двух огнетушителей;
  • на время заезда водители должны надевать защитный шлем и быть пристегнуты ремнями безопасности;
  • обязательно наличие бригады скорой помощи;
  • обязательно наличие эвакуатора;
  • для обеспечения правопорядка и безопасности требуется присутствие представителей правоохранительных органов.

Соревнования по джип-триалу в основном привлекают большое количество зрителей, поэтому для соблюдения чистоты территории необходимо оснастить её контейнерами для сбора мусора. Также стоит организовать стоянки для минимизации посторонних автомобилей вблизи трассы.

Читайте также:  Лада веста 4х4 пикап

Федерация

Главной организацией в области автоспорта является Международная автомобильная федерация. Она представляет интересы национальных автомобильных организаций и владельцев автомобилей. Под управлением этой организации находятся другие национальные федерации автоспорта. Одной из них является Российская автомобильная федерация.

Российская автомобильная федерация была основана 30 ноября 1991 года. Целью деятельности Федерации является развитие и распространение автомобильного спорта, проведение спортивных соревнований, объединение и защита интересов людей, связанных с автомобилями.

Федерация ставит перед собой следующие задачи:

  • помощь членам Федерации;
  • помощь в производстве и эксплуатации автомобильной техники;
  • выработка мер, направленных на безопасное движение на дорогах;
  • участие в разработках программ по автомобилизму;
  • помощь в развитии профессионального спорта и защита интересов спортсменов, входящих в Федерацию;
  • коллаборация с зарубежными организациями, связанными с автоспортом;
  • участие в российских и международных соревнованиях;
  • осуществление благотворительной помощи и финансирование спортивных дисциплин.

В декабре 1992 года РАФ была принята в Международную автомобильную федерацию, благодаря чему стала единым координационным центром с властными полномочиями в своей сфере деятельности на территории России.

История появления джип-триала

Джип-триал представляет собой соревнование на внедорожниках по закрытой трассе с труднопроходимыми препятствиями. Своё начало этот вид спорта берет с американских соревнований по рок-кроулингу и трак-триалу. В нем тяжелые внедорожники проезжают за отведённое время болота, усыпанную камнями и брёвнами дорогу и скалистую местность.

В России джип-триал начал развиваться в начале 2000-х годов. В 2003 году, после того, как дисциплина была признана официальным видом спорта, было проведено первое соревнование.

На ранних этапах джип-триалом интересовалось небольшое количество людей, но со временем круг его любителей существенно расширился.
В наши дни специализированные клубы и секции по джип-триалу можно встретить во многих городах России.

Литература

Изучение посвященной автоспорту литературы поможет больше узнать об этой дисциплине: новичкам – постичь азы, опытным водителям – улучшить уровень знаний.

Журнал «Офф-роуд драйв» предназначен для любителей полноприводной техники. На его страницах регулярно освещается много интересной информации о внедорожниках и других автомобилях. Отзывы автовладельцев, тест драйвы – всё это можно найти на страницах издания.

Журнал «4х4 Club» предоставляет возможность для более глубокого ознакомления с джип-триалом. Помимо этого, в нём повествуется об ралли- и трофи-рейдах. Также в журнале можно встретить информацию о способах подготовки внедорожника для преодоления препятствий, способах увеличения его мощности и управляемости.

В журнале «Тюнинг автомобилей» рассказывается о том, как лучше модифицировать свой внедорожник. Здесь профессионалы дают советы автолюбителям по поводу модернизации своих железных коней. Знания, полученные в результате прочтения этого журнала, могут реально помочь при подготовке к соревнованиям.

Джип-триал, безусловно, является одним из самых зрелищных видов спорта, завораживающих зрителей масштабностью и способностями водителей проявить свои навыки, стремление к победе и терпение для преодоления труднопроходимых препятствий. Эта дисциплина может удивить любого неравнодушного к своему транспорту автолюбителя. Так, джип-триал заслуженно занимает место среди ряда других экстремальных видов спорта.

Турнир:
Чемпионат Аргентины. Суперлига

Источник

Поделиться с друзьями
Авто4х4