- Техника езды на горном велосипеде по пересеченной местности.
- Техника езды на горном велосипеде
- 1. Уменьшите давление в шинах
- 2. Используйте передние и задние тормоза одинаково
- 3. В гору: вес вперед; с горы: вес назад
- 4. Скорость — ваш друг, когда преодолеваете препятствия
- 5. Смотрите туда, где вы хотите проехать, а не туда, где не хотите
- Фрирайд (велоспорт). Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение
- Что представляет собой фрирайд
- В среде велосипедистов данная дисциплина означает спуск в условиях бездорожья. Хотя в этом стиле катания представлены элементы почти всех существующих экстремальных разновидностей велоспорта. Спортсмен спускается по склону в условиях дикой природы, среди гор и бурной растительности. При этом ни маршрут, ни способы езды не регламентируются. Отсюда и название — свободное движение.
- Виды фрирайда
Техника езды на горном велосипеде по пересеченной местности.
Нина Штромберг
самостоятельная путешественница 01.09.2016
Один из самых популярных типов велосипедов на сегодняшний день – горный. И, несмотря на это, большинство так называемых маунтинбайкеров, при виде бездорожья и грязи «склеивают ласты», спешиваются и волокут своего двухколесного друга за собой, в то время когда можно не просто ехать, а получать удовольствие, используя свой горный велосипед по прямому назначению. И проблема, скорее всего, не в велосипеде, не в физической подготовке, а барьер находится в голове, и этот барьер можно частично разрушить знанием техники правильной езды. Как говорится, неведение тьма, а знание свет, который поможет избавиться от неуверенности в управлении велосипедом и собственным телом. Надеюсь, что данная статья поспособствует вам получить от катания максимум удовольствия.
Итак, основные правила, как преодолевать неровности.
Под неровностями подразумевается все, что не относится к дорогам с исправным искусственным покрытием. Например, сыпуха, влажные валуны, песчаный грунт, размозжённая грязь, обрывы, кочки, и тому подобное, а также крутые спуски и подъемы. Предполагаю, что читатель уже уверенно сидит в седле, поэтому опишу непосредственно технику езды по пересечёнке.
Управление центром тяжести. Первое с чего надо начать, это научиться чувствовать себя на велосипеде свободным, расслабленным и уметь управлять центром тяжести.
В качестве легкой разминки можно проделать простые упражнения. Поперемещайте центр тяжести во время езды. Перенесите свою попу за седло, при этом руки должны быть полностью вытянутыми. Потом, встаньте на ноги, вытянитесь максимально вверх, распрямив все конечности. Затем, наклонитесь вперед, подбородком коснувшись руля. На крутом спуске отклонитесь назад, при подъеме перенесите туловище вперед.
Умейте нагружать и разгружать велосипед в нужных частях. При преодолении кочек, камней разгружайте байк, при приземлении наоборот нагружайте.
Скорость и траектория. Следите за скоростью на крутых маневрах. Входите в повороты по узкому радиусу, выходите по широкому. Если не уверены в прохождении поворота – снизьте скорость. Пользуйтесь всей шириной трассы. Почувствуйте удовольствие от ускорения и замедления, от вхождения в повороты. На слишком низкой скорости сложно перелетать через препятствие, на чересчур высокой — сложно держать управление, поймайте баланс. Скорость помогает проглатывать неровности, чем быстрее едешь, тем ровнее езда.
Научитесь перепрыгивать невысокие препятствия, такие как камни, небольшие бревна. Этот навык поможет держать скорость и сбережет колёса.
Почувствуйте пластику трассы!
Умейте правильно видеть трасу. Чем дальше сфокусируете свой взгляд, тем увереннее себя почувствуете. Во внимании останется не только отдельные объекты под колесами в виде валунов и коряг, но и вся траектория, границы трассы, видение рельефа. Обращайте особое внимание на самые важные препятствия, которые надо объехать, обрывы, деревья, пни.
Перемещайте центр тяжести на поворотах. Выбирайте прямые траектории. На твердых сухих поверхностях тормозите резко, чтобы не тратить лишнюю скорость на замедление. Всегда отдавайте предпочтение наиболее простым путям, при возможности объезжайте препятствие.
При преодолении неровностей держите педали горизонтально, чтобы случайно ими ни за что не зацепиться.
Мокрые поверхности, грязь. Особое внимание уделяйте покрытиям с плохим сцеплением, например, таким как скользкие камни и бревна после дождя, лед и грязь. В первую очередь расслабьтесь, всегда оставаясь сфокусированным. Если необходимо войти в поворот делайте это по максимально большому радиусу на небольшой скорости, чтобы избежать торможения, которое может привести к срыву или заносу, а также преодолевайте мокрые объекты по прямой. Избегайте любых резких маневров. На крутые подъемы заезжайте в седле, чтобы нагрузить заднее колесо, и поставьте более высокую передачу, тогда импульс педалирования будет более плавным, уменьшая риск срыва колеса.
Песок, рыхлый грунт, снег. Техника подъема на таком типе покрытия подобна технике подъема по грязи. На песчаном грунте желательно сохранять постоянную скорость и ехать по возможности по прямой, избегая лишних маневров, крутите педали постоянно. Рекомендуется в меру нагрузить переднее колесо, чтобы оно цепляло поверхность, но при этом не закапывалось. Если вы попадаете на песчаный грунт на высокой скорости, заезжайте на этот участок с разгруженным передним колесом и, как выровняете траекторию, немного нагрузите для того, чтобы не потерять скорость. Для избегания заноса, тормозите преимущественно задним тормозом по прямой. При зарываниях тормоз следует отпустить.
Колеи и канавы. На грунтовых дорогах частенько бывают канавы и колеи, и перед байкером возникает задача, где ехать, сверху по дороге или внутри этой колеи. Так как из канавы выбраться может быть проблематично, в нее желательно не заезжать, вдобавок трение колеса о стенки колеи будут сбивать скорость и в ней может скапливаться вода. Но, если дорога узкая и вы съехали в эту канаву, то выезжайте из нее под тупым углом, избегая срыв колеса.
Обрывы. Пригнитесь перед прыжком с обрыва. В полете перенесите центр тяжести назад. Приземляйтесь на переднее или на два колеса одновременно. При приземлении поглотите удар руками и ногами.
Пересеченная местность является прекрасной возможностью быть ближе к природе. Умея преодолевать любые препятствия, вы сможете наслаждаться фееричными горными дорогами, лесными тропами, ездой по суровым лавовым пустыням, вас ничто не сможет остановить. Поэтому, если купили себе горный велосипед, извольте использовать его по назначению, ни чем себя не ограничивая. Желаю интересных маршрутов, и катайтесь с удовольствием!
Горные велосипеды бывают различных типов в зависимости от стиля катания, подробнее об этом в статье.
Источник
Техника езды на горном велосипеде
1. Уменьшите давление в шинах
Основное правило для езды на велосипеде по твердому дорожному покрытию состоит в том, что вы соблюдаете максимальное рекомендуемое давление в шинах. Это обеспечивает плавную и более продуктивную езду и является лучшей защитой от спущенных шин и повреждений колеса, если будете ездить по ямам. Однако, когда вы едите по горной тропе, необходимо сделать противоположное — давление воздуха в шинах должно быть минимально рекомендуемым или же чуть выше. Для стандартных шин горного велосипеда это примерно 35-40 фунтов на квадратный дюйм (1 фунт/дюйм 2 = 07 кг/см2). Это дает максимально возможное сцепление, когда вы едите по гладким корням, скалам и просто грязи.
Даже если у велосипеда есть амортизаторы, шины — реально первый оборонительный рубеж против неровностей на пути. Если покрышки будут раздуты слишком большим давлением, то вы почувствуете, как начнете подпрыгивать? отбивая себе зад. Более низкое давление в шинах помогает сделать поездку плавной, позволяя лучше контролировать велосипед, не говоря уже о том, что будут меньше ощущаться удары в руках и других частях тела.
Следует иметь ввиду, что это компромиссный вариант, чем ниже давление в шинах вы используете, тем более широкую площадь воздействия против кромок камней и других острых препятствий получите. Но наиболее опытные велосипедисты понимают, что это стоит того, ради увеличения сцепления и контроля, которые в итоге получают.
2. Используйте передние и задние тормоза одинаково
Это хорошее общее правило для любых видов езды на велосипеде, но оно особенно важно по нескольким причинам, когда вы занимаетесь маунтинбайком. Оказание сбалансированного воздействия на передние и задние тормоза позволит контролировать скорость с меньшей вероятностью блокирования любого колеса. Если переднее колесо блокируется — это почти гарантированный способ ненамеренно перелететь через руль. Если заднее колесо блокируется, то задняя шина будет скользить, из-за чего вы можете потерять контроль.
Некоторые ситуации требуют быстрой работы тормозов, чтобы чередовать быстрое торможение и спуск, с целью избежать блокирования колес, это имитирует антиблокировочную тормозную систему, применяемую во многих современных автомобилях.
3. В гору: вес вперед; с горы: вес назад
Когда вы будете ехать по крутому склону вверх, переднее колесо будет стремиться оторваться от земли, невольно заставляя ехать только на заднем колесе.
Чтобы препятствовать этому наклонитесь вперед, чуть-чуть высунув нос за руль. Сохраняйте ягодицы на сиденье, но быстро переместитесь на его край.
Это смещает центр тяжести вперед, сохраняя вес на заднем колесе, препятствуя потери сцепления и затягиванию на обочину.
При спуске проблема прямо противоположна – велосипед будет стремиться перевернуться вперед. Для того чтобы препятствовать этому встаньте на педалях (сохраняя колени согнутыми и под наклоном) и сдвиньте корпус обратно, немного за край сиденья. При чрезвычайно технически сложных условиях спуска, некоторые велосипедисты отклоняются так далеко назад, что сиденье давит на кишечник, а ягодицы нависают так, что почти касаются заднего колеса. Это перемещает центр тяжести к задней части велосипеда, перенося больше веса на заднее колесо, и помогает сохранить велосипед вертикально.
4. Скорость — ваш друг, когда преодолеваете препятствия
Когда вы приближаетесь к сложному участку трассы или препятствию, вашей первой мыслью будет нажать на тормоза и замедлиться, идея, возникающая, если кажется, что проехать не представляется возможности и лучше будет снизить скорость, чтобы уменьшить воздействие от столкновения. Поскольку вы набираетесь опыта, скоро придет понимание, что поддержание устойчивой скорости поможет более легко пройти путь, будь это бревно, большая скала или участок небольших камней или корней. Импульс движения помогает проехать велосипеду по вершинам препятствий, уменьшая шансы того, что вас будет бросать из стороны в сторону.
Для выбора хорошего пути через препятствие, может быть полезным мыслить наоборот. Другими словами, спросите себя «Какой путь я должен выбрать, чтобы пройти этот участок максимально быстро?». Это напоминает старую поговорку: «Самое короткое расстояние между двумя точками это прямая линия». Иногда необходимо маневрировать в пространстве между препятствиями, но помните про сохранение скорости и эффективности, в конечном счете, вы обнаружите, что лучше пройти через препятствие, чем объехать его.
Не отчаивайтесь, если вы начинающий и не всегда можете найти лучшую тропу для прохождения сложного участка. Поскольку вы ездите по своим любимым маршрутам раз за разом, то начнете скоро запоминать, какие тропинки работают, а какие нет на этом участке. Плюс, вы будете развивать опыт и умение «читать» трассу для того чтобы выбрать лучший путь, даже на незнакомых маршрутах, подобно профессиональному игроку в гольф, который может распознать еле заметные неровности на зеленом поле, или как опытный байдарочник может увидеть течение, пока преодолевает бурные воды.
5. Смотрите туда, где вы хотите проехать, а не туда, где не хотите
Представьте, вы путешествуете, следуя маршруту, и видите, что большое дерево закрывает все впереди. Если вы уставитесь на него и начнете повторять себе: «Не попади в дерево, не попади в дерево», скорее всего вы в него врежетесь. Иногда, наше тело может быть более умным, чем мозг. Тело будет стремиться провести себя там, куда показывают глаза. Такая хитрость заставит мозг показать глазам в правильном направлении, и тело будет иметь больше шансов пройти дальше.
Вообразите, что вы терминатор с лазерным лучом, исходящим из глаз.
Проведите эти лучи вперед по маршруту и, основываясь на вашем опыте, следуйте по наилучшему пути, который представится самым быстрым, спокойным и безопасным. На крутых поворотах обращайте внимание на края тропы. Если вы сохраняете взгляд на этой линии, велосипед имеет куда больше шансов остаться на ней.
Этот принцип применим и к другим активным видам спорта, таким как лыжный спорт, скалолазание и даже игровым видам с мячом и воротами, подобно теннису, бейсболу и хоккею. Это использование, как говорят психологи, «положительных образов». Таким образом, если вы можете выстроить умственную картину себя, совершающего трудный маневр, вы действительно имеете успешные шансы его исполнения.
Источник
Фрирайд (велоспорт). Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение
Фрирайд — одна из разновидностей велосипедного спорта, возникшая в 1980 г. в Соединенных Штатах. Этот термин применяется очень широко, встречается и в сноуборде, и в горных лыжах, где появился первоначально, и в мотоспорте. И все это благодаря тому, что дословно он переводится как «свободное движение». И этой свободой спортсмен может пользоваться так, как пожелает.
Что представляет собой фрирайд
В среде велосипедистов данная дисциплина означает спуск в условиях бездорожья. Хотя в этом стиле катания представлены элементы почти всех существующих экстремальных разновидностей велоспорта. Спортсмен спускается по склону в условиях дикой природы, среди гор и бурной растительности. При этом ни маршрут, ни способы езды не регламентируются. Отсюда и название — свободное движение.
Фрирайд на велосипеде представляет собой одну из сложнейших и потому эффектных велосипедных дисциплин. На маршруте гонщикам может встретиться все, что угодно: почти отвесные скалы, природные трамплины, ямы, канавы, водоемы и многое другое. К тому же, спуски осуществляются в любых погодных условиях. Значит, препятствиями могут стать также дождь, ветер и грязь.
Есть и еще одна отличительная особенность: выполняя прыжок с трамплина или перелетая через какое-либо препятствие, велосипедист показывает головокружительные акробатические трюки. Это лишь повышает зрелищность дисциплины, привлекая толпы болельщиков.
Виды фрирайда
Выделяют классический и лайт. В классическом подвиде экстремальная езда в условиях бездорожья представлена наиболее ярко. Никаких ограничений — любая траектория, скорость, крутизна вхождения в виражи, любая протяженность свободного полета при прыжке с трамплина.
Это направление требует от спортсмена отличной всесторонней подготовки:
- Знание техники управления байком, в том числе выполнения прыжков.
- Систематические тренировки и оттачивание навыков.
- Психологическая подготовленность — спокойствие и собранность.
- Наличие подходящего велосипеда и всего комплекта необходимого снаряжения.
В классическом фрирайде маршруты пролегают по разнообразным склонам, узким тропам, серпантину, через обрывы, расщелины и даже пропасти. Для тех, кто привык кататься на велосипеде по лесу или пересеченной местности, такие трассы покажутся непроходимыми. Но для фрирайдера невозможного нет.
Преимущества классического направления — острота ощущений и возможность насладиться прекрасными пейзажами. Ну за исключением, пожалуй, особенно пыльных и грязных участков трассы. А к опасностям относится высокий риск падения и получения серьезного увечья.
Для начинающих, которые только постигают азы экстремального катания на велосипеде, больше подойдет лайт-фрирайд. Это облегченный вариант, в котором отсутствуют крутые обрывы, спуски по каменным насыпям и грязи и прочие сложные ландшафтные препятствия. Обычно это рукотворные трассы, на которых оборудованы невысокие трамплины и небольшие неровности, а камни если и есть, то небольшие. Такие спуски не требуют профессиональных навыков и предварительных тренировок, а потому широко распространены как вид активного отдыха среди туристов. Ведь, развив приличную скорость, даже на таком маршруте можно почувствовать себя самым настоящим экстремалом.
Еще одной разновидностью данной дисциплины является урбан-фрирайд. Это довольно молодое направление, где вместо естественных трасс используется городская инфраструктура. Такая езда считается не менее опасной, чем на горных склонах, поскольку городские препятствия трудноопределимы, а асфальтовое покрытие и бордюры делают падение еще более травматичным.
Велосипед для фрирайда
Для того, чтобы профессионально заниматься экстремальными спусками, требуется особый велосипед. Он представляет собой разновидность горного, но отличается особыми техническими характеристиками, важными именно в данном виде спорта. По внешнему виду он похож на мотоцикл с педалями.
К основным характеристикам можно отнести:
- Прочность. Фрирайд — это огромные нагрузки не только для спортсмена, но и для его «железного коня». Поэтому агрегат должен обладать прочностью даже выше, чем обычный маунтинбайк. С этой целью рама и все комплектующие выполняются из сплава алюминия.
- Небольшой вес. От этого показателя зависит, насколько эффективно велосипед будет преодолевать подъемы и прыжки через обрывы. Понятно, что чем меньше масса, тем легче сделать все это. Оптимальным для байка считается вес до 15 кг.
- Хорошие амортизационные свойства. Агрегаты для экстремальных спусков — двухподвесные, имеют как передний, так и задний амортизаторы с большим ходом. Именно такая система позволяет гасить удары от приземлений, что важно не только для велосипеда, но и для спортсмена.
- Эффективные тормоза. Их значение трудно переоценить, ведь гонщик должен иметь возможность остановиться в любую минуту. Иногда от этого может зависеть жизнь. Поэтому тормозная система здесь дисковая гидравлическая. Диски ставятся на оба колеса, а колодки изготавливаются из металла.
- Широкопрофильные покрышки. Высокая проходимость — еще одно важное свойство велосипеда для фрирайда, ведь маршрут может пролегать по любым поверхностям: грязь, камни, песок, трава. Поэтому необходимы шины с агрессивным протектором и широким профилем использования. Помимо этого, на каждое колесо устанавливается 2 или 3 обода.
Снаряжение
Фрирайд очень травмоопасен. К увечьям с наиболее печальными последствиями относятся удар головой, перелом шеи или позвоночника. Некоторые из них могут оказаться несовместимы с жизнью или привести к инвалидности. Поэтому спортсмены должны соблюдать технику и иметь полный комплект защитной экипировки.
Первым по важности является, разумеется, шлем типа фул-фейс, который полностью закрывает голову. Для защиты шеи надеваются специальные приспособления, уберегающие позвонки от сильного выгибания. На туловище гонщика под одеждой при помощи креплений фиксируется нательная защита. Ее первоочередная задача — уберечь позвоночник.
Помимо перечисленного, не следует пренебрегать наколенниками, налокотниками и защитными перчатками. Эти аксессуары уберегают от возможных травм колени, локтевые суставы и ладони. Благодаря «срезанным пальцам» в перчатках хорошо чувствуется руль, но при этом не происходит натирания ладоней.
Некоторые гонщики надевают на лицо особые сетчатые маски. Они препятствуют попаданию в глаза и органы дыхания пыли, насекомых, камешков и грязи. Сетчатую маску можно заменить на специальные велосипедные очки.
В случае падения экипировку можно использовать снова. Исключение составляет шлем и защита шеи. Эти элементы, приняв удар на себя, должны быть заменены, ведь получив повреждения, они становятся не способны выполнить свою функцию еще раз.
Хотя риск и опасность велики, фрирайд остается одним из самых увлекательных видов велосипедного спорта. Ведь кто не рискует, тот не пьет… вообще ничего. Знание правил и техники плюс надежный байк и защитное снаряжение снизят вероятность увечий и помогут преодолеть маршрут, сколько бы сюрпризов он не преподнес.
Источник