Как пройти пороги на реке

Техника прохождения реки

Для начального обучения на быстрой воде выбирается река с небольшими перекатами, удобными плесами и противотоками. На такой реке обычно имеются плотины и водосбросы.

Первый прием — движение по главной струе. На поворотах, где она бьет во внешний берег, проходят по внутреннему ее краю, т. е. «срезают» поворот. Особое внимание обращается на то, чтобы противоток не развернул нос лодки.

Иногда для прохождения крутых поворотов реки используется плес или противоток (так называемая вспомогательная петля). Прием заключается в следующем: в начале поворота входят в плес и позволяют струе развернуть лодку против течения. Лодка совершает полный оборот и в конце поворота опять входит в струю (рис. 6). Необходимое условие приема — наклон внутрь разворота тем больше, чем больше разница в скорости течения струи и плеса. Байдарочники выполняют наклон опорой на весло или завесом в плесе. После определенной тренировки весь «трюк» можно проводить без опоры, при помощи одного лишь наклона туловища и лодки.

При обучении возможен переворот по следующим причинам: малый наклон; завес произведен не в плесе, а еще в струе, и весло прижато струей к борту; из-за малой скорости лодка «застряла» на границе струи и противотока, где встречаются водовороты и другие непонятности.


Рис. 6. Вспомогательная петля:
белея стрелка — направление течения: пунктир — самый трудный путь; сплошная линия — более выгодный путь (вспомогательная петля); крестики — плес или противоток


Рис. 7. Траверз:
белая стрелка — направление течения, черная — движение лодки; крестики—препятствия

Технике входа в струю и выхода из нее надо уделять внимание, так как аналогичные приемы используются и в других ситуациях (при старте против течения, прохождении водосброса телемарком и т. д.).

Следующий навык — прохождение перекатов. Под «перекатом» понимается каменистый перекат и частично принятое у нас понятие «порог». Волны на перекатах делятся на правильные и неправильные (правильные — пологие, длинные; неправильные — крутые, с гребнями, наклоненными против течения). В вершине треугольника слива бывают наибольшие волны.

Первый способ — прохождение серединой треугольника поперек волны — гарантирует наибольшую устойчивость на курсе. Но при этом нос разрезает волны, и они заливают деку тем больше, чем больше скорость лодки по отношению к скорости течения. «Разрезание» волны можно ослабить, сплавляясь со скоростью течения или тормозя обратными гребками. Однако лодкой, сплавляемой со скоростью течения, управлять гораздо труднее, чем лодкой, имеющей большую скорость.

Длинные, пологие волны можно проходить наискось или боком, т. е. впрыгивать на них. Тогда в лодку почти не попадает вода. При этом днище наклоняют против волны. Следующий прием — прохождение волн вперед кормой. Лодкой при этом управляют завесом на весло сзади, готовясь к моменту, когда она достигнет волны.

Освоив преодоление небольших правильных перекатов, переходят к плаванию по тяжелым волнам. Тяжелые волны преодолевают по возможности поперек. На тяжелых перекатах встречаются неправильные волны с белыми вспененными гребнями (так называемые заворот ы). Если такая волна образуется непрерывно почти по всей ширине русла, ее называют валом. Заворот и вал — самые тяжелые и опасные места на реке, так как на них судно тормозит и заливает. Если не удается их обогнуть, надо стараться пройти их поперек на максимальной скорости. При достижении заворота или вала боком днище лодки не подставляют волне, а, наоборот, ложатся на нее телом и лодкой для преодоления опрокидывающего действия вала. Но белая, вспененная вода содержит много воздушных пузырей и служит плохой опорой. Такие места на реке лучше предварительно осмотреть и при малейших сомнениях обойти.

Следующий прием — движение назад и траверз. Замедленный сплав, кроме описанного выше случая, используется также на мелких участках с быстриной, что позволяет легче обходить препятствия и смягчать удары о дно.

Читайте также:  Кот ложится на пороге к чему это

Траверз — движение боком от одного берега реки к другому при обратной гребле. Лодка ставится под острым углом к течению. Важно, чтобы этот угол не был слишком большим, иначе течение развернет судно (рис. 7). Байдарочники сопровождают траверз наклоном вперед для облегчения кормы, что позволяет легче поддерживать правильный угол. Траверзу отводится большое место: он позволяет решать многие задачи.

Переход реки против течения аналогичен траверзу, с той разницей, что лодка направлена носом против течения. Применяется при переправе через реку с быстрым течением или под водосбросом. Вход из плеса в струю производится под острым углом к струе и сопровождается наклоном по течению. У противоположного берега при входе в плес наклон меняется на обратный. При переправе через струю с волнами входят в нее так, чтобы корма «села» на волну и лодка соскальзывала по волне против течения.

Старт и причаливание на быстром течении

Старт производится по возможности против течения. Если стартовать против течения нельзя, нужно энергично оттолкнуть нос лодки от берега, чтобы струя не прижала ее обратно. Причаливают тоже по возможности против течения; при необходимости причалить по течению используют технику траверза.

Источник

Категории речных порогов

Перед тем, как вы прочитаете текст из Википедии, добавлю пару слов от себя. Точно определить категорию порога очень сложно. Надо обращать внимание не только на основное препятствие (бочку, слив и пр.), а на весь порог в целом. На длину порога, на кривизну русла в пороге, на скорость течения и перепад уровня воды, на возможность обойти препятствие. Допустим в пороге непроходная бочка 3 к.с., но если она в центре широкого русла и есть возможность обойти её, то порог не будет 3 к.с. Если эту бочку не обойти и она в начале порога, а за ней 500 метров злой шиверы с поворотом русла 90 градусов, то тут 3+, а может и 4 к.с. Поэтому не ленитесь пройти ногами весь порог по берегу, оценивайте реально свои возможности, выставляйте страховку и сигнальщиков так как с берега и с воды препятствия видятся по разному. Не будьте самонадеянными. Подробнее о правилах безопасности на воде читайте здесь.

Капитан команды Ganso, Игорь Н.

Порог, пороги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.

I (ЛЁГКИЙ / EASY)

Быстрое течение с шиверами (относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями, быстрым течением и небольшими валами. Первая категория препятствий соответствует отдыху на воде. При сплаве на каяке – почти никаких экстремальных ощущений.

II (НАЧИНАЮЩИЙ / NOVICE)

Прямые пороги в широком и не загромождённом русле. Прохождение порога простое, предварительная разведка не требуется. Могут встречаться камни и валы среднего размера, которые можно легко обойти. В порогах на верхней границе этой категории (обозначаются как II+) удастся повстречать «сливы» и «бочки» с чистыми и широкими проходами между камнями.

III (СРЕДНИЙ / INTERMEDIATE)

Пороги с умеренно сложными и беспорядочными валами. Редко удаётся избежать всех препятствий. Возможны большие валы, воронки, бочки. Как правило, большой опасности пороги этой категории не представляют. Средний уровень сложности. Сплав на каяке для новичков достаточно сложен, но интересен.

IV (СЛОЖНЫЙ / ADVANCED)

Стремительный и мощный поток, требующий от каякера интенсивного и точного маневрирования. В пороге возможны большие воронки, бочки. Требуется предварительная разведка. Нужно быть готовым к мощным порогам, требующим точной маневренности при их прохождении. Сплав на каяках очень сложен даже для продвинутых участников.

V (ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ / EXPERT)

Протяжённый и мощный порог с большим количеством препятствий. Возможны большие сливы, воронки, бочки, которые невозможно обойти. Прохождение порога связано с риском. Необходима разведка и организация страховки. Не рекомендуется проходить пороги V категории и выше без соответствующего снаряжения и опыта.

Читайте также:  Как крепится задний бампер на шкода октавия а5

VI (ЭКСТРЕМАЛЬНО СЛОЖНЫЙ / EXTREME AND EXPLORATORY RAPIDS)

Чрезвычайно сложные пороги, как правило, ни разу не пройденные или пройденные небольшое количество раз. Прохождение порога всегда сопряжено с большим риском, и осуществляется только при наиболее подходящем уровне воды. Перед прохождением порога необходимо тщательное его изучение. Обязательна организация страховки, если возможно. Последствия ошибок могут оказаться смертельными.

полезно знать

  • Заброска на реки Карелии

Вся заброска здесь!

Как собраться на сплав

Трушным байдарочникам читать не обязательно.

Правила безопасности

В двух словах о безопасности при водном походе.

Рафт глазами каякера

Каяк — судно для сплава в управляемом режиме.

Питание на сплаве

Чтобы бодро грести и справляться с порогами, нужна энергия.

Источник

Что такое речные пороги: преодоление водных препятствий

Среди сторонников активного отдыха после пеших туристов первое место занимают «водники». Только те, кто сплавлялся по рекам, представляют себе, что такое речные пороги, водопады, сложные русла, и в полной мере сближаются с природой. Сплав по водным артериям требует не только качественного снаряжения и умения плавать, но и хорошей физической подготовки.

На чем можно сплавляться

Перед тем как на себе понять, что такое речные пороги и прочие водные препятствия, новичку необходимо определиться с видом транспорта. Их существует несколько:

  1. Каяки. Одноместные узкие плавательные средства, требующие предварительного обучения их управлением и способности самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях.
  2. Байдарки. Чаще всего – двухместные; в спортивных гонках и командные — до четырех человек. Гребцы располагаются друг за другом.
  3. Катамараны. Полностью соответствуют представлениями о них: две лодки соединены друг с другом. Обычно на них пересаживаются водники, прошедшие по маршрутам третьей категории (но многие и не переходят).
  4. Рафты. Многоместные (от 2 до 6) надувные суда. С 2003 года в России рафтинг признан отдельным видом спорта, но зачастую носит коммерческий характер – рафты используются для сплава неспортсменов по спокойным рекам. Естественно, неподготовленные люди в путешествии не узнают, что такое речные пороги.

Начинающий турист первые маршруты проходит по самым несложным рекам, в команде и непременно под наблюдением инструктора.

Классификация сложности маршрута

Международный реестр делит реки следующим образом:

1 категория. Несложный маршрут с несильным течением и редкими мелями.

2 категория. Умеренная сложность: наличие примитивных препятствий, в отдельных отрезках маршрута усиление скорости течения.

3 категория. Сложные реки. Многочисленные препятствия, некоторые из них достаточно высоки и способны перекрыть обзор. Линия движения прослеживается с наплыва. Только начиная с этой категории, туристы-водники начинают осознавать, что такое речные пороги и как их следует «побеждать». Однако на таких реках они только учатся преодолевать различные препятствия; можно сказать, это последние из относительно легких маршрутов.

4 категория. Повышенная сложность. Направление движения в пороге неочевидно, возможно, требуется их предварительное обследование. Движение воды мощное, необходимо непрерывно маневрировать.

5 категория. Чрезвычайно сложный маршрут. Обязательна предварительная разведка, препятствия непрерывны, включают в себя водопады.

6 категория. Предельно сложные реки. Доступны только профессионалам.

В русской классификации первые две категории порогов объединены и считаются простыми, доступными для новичка. Третья отнесена к средней сложности, четвертая предназначена для регулярно тренирующихся спортсменов. Остальные – уже для профессионалов.

Что такое речные пороги с точки зрения водного туризма

Одиночные каменные выступы спортсменами за препятствия не считаются. Порогами признаются участки с падением воды, скоростным течением, близко находящимися обломками скал – плюс так называемые «стоячие волны». Преодоление водных препятствий, с точки зрения водников, начинается с того уровня сложности, когда расстояние между ними минимально для прохождения, а ток воды значительно усиливается. Приближение к порогам опытные туристы определяют по звуку и изменению скорости течения.

Особенности прохождения препятствий

Как именно проходить пороги, зависит от типа суда, на котором сплавляется турист. Он должен учитывать габариты и осадку своего плавсредства, скорость течения и наличие разворотных струй, которыми его может повернуть и ударить о препятствие. Чаще всего несложное препятствие, когда фарватер легко просматривается, проходят как быстрину. На более сложных порогах требуется маневрировать. На большинстве маршрутов, начиная с четвертой категории, требуется остановка для разведки.

Источник

Преодоление препятствий в походах на байдарках – пороги и подводные сюрпризы

Если вы выбрали относительно простой маршрут, надо полагать, что они вам не встретятся, поскольку это — одно из самых серьезных препятствий на реке (пороги обычно отмечены даже на картах области). И все же…

Пороги

Порог представляет собой каменистый участок русла реки, образованный выходом скалистых пород или нагромождением валунов — остатков древних ледников. Его особенностью является ступенчатый перепад уровня воды в том месте и соответственно большая скорость течения. Если все-таки он оказался у вас на пути (узнать его можно по шуму воды, который значительно сильней, чем на перекатах), причальте к берегу, сходите в разведку и, оценив обстановку, спокойно проведите байдарку на бечеве. При движении по течению привяжите бечеву к корме лодки или ведите судно за чалку задом наперед, сняв предварительно перо руля. Второй член экипажа должен веслом или шестом отталкивать байдарку от берега.

Проходить пороги туристу, не имеющему достаточного опыта, категорически недопустимо — это действительно опасно. Подавляющее большинство трагедий в байдарочных походах происходит именно при прохождении порогов.
Подводные сюрпризы. Хорошо, если препятствие отчетливо видно или слышно за сотни метров. К нему всегда можно успеть подготовиться и принять необходимые меры. Но бывает и так. Плывет байдарка посередине реки вниз по течению. Гребцы усиленно машут веслами. Справа — лес на высоком берегу, слева — низина, заросшая кустарником. Все спокойно. И вдруг — сильный удар по борту, треск каркаса. Кажется, будто лодку протащили по булыжной мостовой. Байдарка закрутилась, и вы спешно загребли к берегу, даже не успев предупредить следовавшее за вами судно. Что же это было? А был это огромный камень, скрытый слоем воды, который вы прозевали. Да, прозевали, потому что заметить могли.

На реках все мало-мальски крупные предметы (камни, коряги затонувшие бревна, колья, остатки свай и т. п.), находящиеся на небольшой глубине, отчетливо видны по ряби, которая лучами расходится от одной точки по течению реки. Надо только учитывать, что эта точка смещена относительно наиболее близкого к поверхности воды выступа подводного предмета, и чем глубже находится предмет, чем больше скорость течения, тем больше это смещение. На тихих реках оно незначительно, а на быстрых может достигать одного метра и даже больше. Поэтому, увидев рябь на ровной поверхности воды, следует усилить внимание, а еще лучше заранее обойти это место. Правда, такая же рябь может быть вызвана стебельком водоросли. Различать причины — это уже дело опыта.

Молевой сплав леса

Очень неприятное, а иногда и опасное препятствие. Вы идете на байдарке по достаточно широкой реке, а рядом плывет бесчисленное количество бревен. На многих из них острые сучки, представляющие прямую угрозу для оболочки вашей лодки. Более того, некоторые бревна верхушками воткнулись в дно реки и над водой торчат рогатые комли.

Плыть по течению со скоростью бревен неинтересно, а обгонять их рискованно и притом надо все время маневрировать. Два часа плавания в таких условиях — и вы уже устали. Пристать же к берегу почти невозможно, так как около него скопилось множество бревен. Вот и приходится буквально протискиваться между плавающими стволами, все время рискуя напороться (и напарываясь!) на острые сучки. А бывает и того хуже — бревна собираются в запань и полностью перегораживают реку. В этом случае течение воды стремится прижать байдарку к бревнам и перевернуть ее, причем экипаж может оказаться не только в воде, но и под бревнами, выплыть из-под которых не всегда удается.

Спрашивается, можно ли избежать таких неприятностей? Да, можно, если заранее хорошо прорабатывать маршрут и не идти по реке, где проводится молевой сплав леса.

К счастью, таких рек с каждым годом становится все меньше, так как молевой сплав запрещен. Однако в глухих уголках он все еще встречается.

Источник

Читайте также:  Чем отмыть капот от липовых почек
Поделиться с друзьями
Авто4х4