Реформы Солона и Клисфена
Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм
Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социальноэкономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:
- гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений (героическая эпоха);
- архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) — возникает полисное общество и государство;
- классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет греческой цивилизации и культуры.
Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.
Анализируя произведения древнегреческой литературы — «Одиссею» и «Илиаду», можно сделать вывод, что на Балканах в начале I тыс. до н.э. существовали автаркичные семейные хозяйства, земледелие и скотоводство являлись почетными занятиями, торговля презиралась, отсутствовала монетная денежная система, морской разбой отнюдь не осуждался, а кумирами социума были воины- аристократы, такие как Ахиллес.
Весь спектр общественных отношений регулировался обычаем и силой оружия.
Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).
В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:
1. Род избирал своего старейшину для мирного времени и военного предводителя (вождябазилевса). В выборах участвовали на равных правах лишь мужчины, держащие в руках оружие.
Род по своему усмотрению смещал старейшину и вождя; в решении этого вопроса также принимали участие мужчины, держащие в руках оружие.
Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.
Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.
Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.
Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.
Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.
Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.
Каждый род имел свое место погребения.
Род имел совет — демократическое собрание всех членов рода (мужчин-воинов).
Общеплеменная система управления копировала родовую организацию греческих племен. Так, старейшины родов составляли Совет старейшин. Все мужчины собирались на народное собрание. Во время войны избирался племенной вождь — базилевс, который командовал дружиной, вершил правосудие и выполнял религиозные церемонии.
В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.
Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.
Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:
- эвпатридов (благородных);
- геоморов (землевладельцев);
- демиургов (ремесленников).
Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.
Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.
Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.
В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.
Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.
Экономические, политические и государственные реформы Солона
К началу VI века до н.э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически.
Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.
Вопервых, он объявил «сисахфию» (от греч. стряхивание бремени) — полную отмену всех существовавших долговых обязательств.
Вовторых, Солон легализовал свободу завещаний, в том числе и на землю.
В-третьих, легендарный реформатор запретил ростовщичество и продажу афинян в рабство за долги. Кроме того, при нем государство взяло на себя обязанность выкупить ранее проданных в рабство сограждан.
В-четвертых, население Афин Солон разделил на четыре разряда:
- пентакосиомедимов (пятисотмерников), владеющих имуществом стоимостью 500 и более медимов зерна (1 медим равнялся 52 литрам зерна, за которые давали одну драхму);
- всадников, владеющих имуществом стоимостью от 300 до 500 медимов зерна;
- зевгитов, владеющих имуществом от 200 до 300 медимов зерна;
- фетов, владеющих имуществом стоимостью менее 200 меди- мов зерна.
Наряду с этим Солон установил, что членами ареопага и архонтами могли быть не эвпатриды, а пентаксиомедины.
В Афинах был учрежден Совет 400, который избирался из числа граждан первых трех разрядов в рамках старых четырех племен, по 100 человек от каждого.
В функции Совета входило предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на Народное собрание, управление финансовыми делами, контроль за деятельностью высших должностных лиц и представительство полиса в сношениях с другими державами.
В качестве уступок демосу Солон образовал Гелиэю — судебный орган, избирающийся из граждан всех четырех разрядов.
Фактически Солон окончательно сломил родовую организацию греческих племен в Аттике.
Реформы Клисфена
В 560 г. до н.э. власть в Афинах захватил родственник Солона — Писистрат. Тирания династии Писистратидов просуществовала до 510 г. до н.э. После очередного восстания народа для прекращения смуты чрезвычайные полномочия получил в 509 г. до н.э. Клисфен, который должен был обезопасить демократический строй от возможности будущих узурпаций.
Вся территория Афин была поделена на 30 частей, с приблизительно равным количеством населения, названных тритиями.
Причем 10 тритий располагались в сельских районах, 10 — в приморских и 10 в городских кварталах. Три тритии (по одной из села, побережья и города) составляли административно- территориальную филу. Все филы делились на демы (всего насчитывалось около 100 демов), возглавляемые выборными старостами — демархами.
Совет 400 Клисфен заменил Советом 500. В его состав входили по 50 выборных членов от каждой из 10 фил.
Высшее военное управление сосредоточилось в руках Коллегии 10 стратегов, представлявших также одну из десяти территориальных фил.
Кроме того, каждая из 10 фил должна была сформировать батальон пехоты и подразделение конницы, а также снарядить за свой счет 5 боевых кораблей с командиром (навархом) и укомплектовать экипаж.
Дабы обезопасить демократию от необходимости отказаться от нее, Клисфен учредил институт остракизма (суда черепков). Сущность этой процедуры состояла в ежегодном определении гражданина, изгоняемого на 10 лет из Афин без конфискации его имущества. Обычно изгоняли самого умного и любимого народом человека, чтобы он не стал царем или тираном, ведь народоправство — это власть посредственных личностей. Решение об изгнании простым большинством выносило Народное собрание, при условии, что его участниками являлись не менее 6 тыс. человек.
Афинская рабовладельческая демократия в IV веке до н.э.
Расцвет афинской демократии связан с деятельностью выдающегося политического деятеля античности Перикла (около 430 г. до н.э.), которому удалось завершить процесс передачи власти большей части демоса. Так, независимо от имущественного положения все граждане Афин получили доступ к государственным должностям. При Перикле за службу стали платить жалование. В целях воспитания добрых нравов в обществе афиняне получали денежную сумму (теорекон) на посещение театра. Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки.
Время выступления в Народном собрании не ограничивалось; оратору лишь воспрещалось повторяться, уклоняться от темы, допускать оскорбительные выражения — за эти нарушения председатель собрания мог оштрафовать выступающего на 50 драхм. Ораторское мастерство считалось одним из неотъемлемых качеств государственного деятеля.
Фактически главную роль в собрании играли профессиональные политики — демагоги, выражающие интересы правящих верхов. Обсуждение законопроекта заканчивалось голосованием путем поднятия рук (херотония).
Совет 500 — высший правительственный и административный орган, избиравшийся народом путем жребия сроком на 1 год из числа свободных полно-правных граждан мужского пола старше 30 лет, заявивших о желании баллотироваться, по 50 человек от каждой из 10 фил.
После жеребьевки кандидаты подвергались в Совете 500 проверке (докимации), касавшейся их поведения, образа мыслей, нравственной зрелости и прав на избрание. Заработная плата членов Совета 500 равнялась 5-6 оболам.
Совет 500 предварительно рассматривал вопросы, выносимые на Народное собрание.
Для придания работе Совета 500 большей оперативности весь его состав делился на 10 частей. Делегация одной филы численностью 50 человек работала от имени всего Совета в течение одной десятой года (что составляло от 35 до 39 дней); после этого остальные делегации поочередно сменяли друг друга в порядке, установленном в начале года путем жеребьевки.
Срок административной службы одной филы назывался пританией, а члены ее делегации пританами. Пританы ежедневно избирали из своей среды по жребию председателя — эпистата. Он председательствовал и в Народном собрании, также хранил государственную печать и ключи от святилищ, где располагались казна и архив.
Гелиэя — суд присяжных, состоял из 6 тыс. человек (5 тыс. действительных судей и 1 тыс. запасных), избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан мужского пола старше 30 лет, как правило, отцов семейств, не отягощенных долгами и не лишенных гражданской чести, по 600 человек от филы.
Заработная плата судей (гелиастов) при Перикле составляла 1-2 обола. После смерти Перикла она выросла до 3 оболов.
Источник
Реформы Солона и Клисфена
Реформы Тесея, законы Драконта
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).
Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников.
Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос- народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики – метеки — были свободны, но гражданских прав не имели.
Авторитет родовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.
В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.
По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.
Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы — смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.
Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну», — горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.
Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.
Особое место имели земельная и политическая реформы.
1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.
2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.
3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.
4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев
5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.
6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.
7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.
8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.
К политическим реформам Солона следует отнести:
— деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 — во второй, 200 — в третий, меньше 200 медимнов — в четвертый.
— Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных — пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.
— Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.
— Одновременно был учрежден Совет 400 — по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.
— Солон также учредил суд присяжных — Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.
Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.
После Солона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, которая выполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввел институт разъездных судей.
После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.
— Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.
— Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником.
— Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 — по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов — главный орган власти эвпатридов — потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.
— С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.
Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.
Источник