- Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine
- Что за машина рефрижератор — как выглядит, для каких целей используется
- Что такое рефрижератор
- История появления рефрижераторов
- Устройство рефрижератора
- Разновидности автомобилей-рефрижераторов
- Классификация по типу транспортного средства
- Классификация по типу силовой установки
- Классификация по температурному режиму
- Особенности перевозки
- Ремонт рефрижератора
- Производителей рефрижераторных установок
- Фура-холодильник
- Общая характеристика фуры-рефрижератора
- Предназначение и преимущества
- Габариты и грузоподъемность
- Классификация
- Особенности конструкции
- Технические характеристики
- Расход топлива
- Ведущие производители
- Типы перевозимых грузов
- Особенности ремонта рефрижератора
- Покупка или аренда
- Где можно приобрести
Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine
Издается с 2007 года
- Главная страница
- Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
- Рефрижератор — что это такое, история появления системы охлаждения, разновидности
Что за машина рефрижератор — как выглядит, для каких целей используется
В современной логистике выбор транспортного средства для грузоперевозок очень широк и для каждого вида груза есть наиболее подходящий тип машин. Для скоропортящихся продуктов и товаров, требующих строгое соблюдение температурного режима, используются специальные автомобили.
Что такое рефрижератор
Рефрижератор – это коммерческая техника, оснащённая специальным климатическим оборудованием, кузов которой представляет собой камеру из теплоизолированных материалов. Эти машины могут поддерживать температуру в диапазоне от +12 до -20 градусов, в зависимости от модели. Кроме того, есть установки способные понизить температуру в кузове до -38С. Для возможности транспортировки сборных грузов используют кузова, состоящие из нескольких секций с разным температурным режимом.
Стоит отметить, что рефрижераторы или ХОУ (холодильно-отопительные установки) используются не только для охлаждения воздуха, но и для нагрева. Это актуально зимой при транспортировке товаров, переохлаждение которых недопустимо.
История появления рефрижераторов
Что такое рефрижератор в наши дни знают многие. Слово рефрижератор имеет английское происхождение – Refrigerator – и обозначает холодильник. Сначала этим понятием обозначали запатентованный в 1800 году ящик, суть которого была в сохранении продуктов с помощью охлаждения льдом. Сейчас это больше относится в авто с холодильником.
Первые холодильники на колесах принадлежали торговцам мороженным. Однако для охлаждения целого фургона нужен был источник питания. В случае с автомобилем – это аккумулятор. Так из обычного промтоварного фургона сделали изотермический, который мог поддерживать внутри заданную температуру. Минус такого фургона в том, что его холода не хватало для перевозок на дальние расстояния.
В дополнение к изотермическому кузову разработали специальную охлаждающую установку, которую назвали рефрижераторной. Работает такая установка от двигателя – своего или автомобильного. Также появляются электроприводные рефрижераторы с питанием от батарейного блока.
Устройство рефрижератора
Суть работы авторефрижератора заключается не только в охлаждении воздуха. Основной задачей ХОУ является поддержание заданной температуры в течение всего периода транспортировки груза.
Ещё в 1854 году был придуман способ охлаждения, основанный на теплообменных процессах. В его основе лежал компрессор, который нагнетая давление сжимал газ, переводя его в жидкое состояние через конденсатор. Полученная таким образом жидкость направлялась по системе змеевиков переходя вновь в газообразное состояние и охлаждая окружающее пространство. С тех пор совершенствовались технологии, но принцип работы и устройство рефрижераторов мало изменились.
Агрегат состоит из четырёх основных элементов, соединённых трубками, по которым циркулирует хладагент:
- Компрессор, который сжимает охлаждающий газ и отправляет его в конденсатор.
- Конденсатор, где происходит процесс теплообмена: поступивший хладагент двигаясь по змеевику отдаёт холод и перемещается обратно в компрессор, чтобы перезапустить процесс.
- Испаритель предназначен для поддержания нужного температурного режима. Обычно в блоке испарителя установлен блок вентилятора(ов).
- Вентилятор(ы), который создаёт циркуляцию воздуха внутри кузова.
Важную роль в сохранении заданной температуры внутри кузова играет изоляция и распределение потоков воздуха. Корпус кузова или полуприцепа предоставляет собой сэндвич панели толщиной 4-8 см, заполненные внутри пенополиуретаном. Он обладает низким коэффициентом теплопроводности и позволяет долго поддерживать постоянную температуру внутри корпуса. Кроме того, этот материал довольно легкий, что позволяет не сильно увеличить собственную массу грузовика.
Важно знать, что материал для панелей рефрижераторов проходит сертификацию и может быть использован для перевозки пищевых продуктов.
Разновидности автомобилей-рефрижераторов
Как и любая сложная техника, рефрижераторы представляют собой огромных класс оборудования. К ним относятся промышленные холодильники, корабельные установки, есть железнодорожный подвижной состав и, конечно, автотранспорт. Чтобы разобраться в этом многообразии разные типы установок каталогизируют. Получается классификация по разным признакам.
Классификация по типу транспортного средства
Классификация определяет несколько типов транспортных рефрижераторов, в зависимости от типа техники. Поскольку речь о коммерческом транспорте, рассмотрим только те, что работают с автомобилями. Это могут быть:
- контейнеры, оснащённые собственной холодильной установкой. Это позволяет осуществлять интермодальные грузоперевозки, переставляя контейнера на разный транспорт;
- рефрижераторы-фургоны на шасси грузовых, лёгких коммерческих машин или даже легковых автофургонов. Они выглядят как промтоварный фургон, только с климатической или охлаждающей установкой;
- полуприцепы-рефрижераторы, которые являются самыми востребованными для междугородних перевозок.
Обратите внимание, что наиболее выгодными и надёжными являются машины с ХОУ, работающими автономно, от собственной силовой установки или аккумуляторных батарей.
Классификация по типу силовой установки
По типу источника энергии различают три вида авторефрижераторов:
- С зависимым питанием от ДВС транспортного средства.
- С автономным питанием от аккумуляторных батареях или собственным двигателем.
- С эвтектическими плитами. При подключении к электрической сети эти плиты замораживаются. Они служат для постоянного охлаждения внутреннего пространства. Грузовик подключают к питанию ночью, и заряда плит хватает на рабочую смену.
Есть ещё с комбинированным питанием, например, с фотоэлементами для получения солнечной электроэнергии для снижения затрат. Но их относят к автономным, поскольку они могут какое-то время поддерживать температуру не зависимо от работы двигателя машины.
Классификация по температурному режиму
Важной классификацией рефрижераторов является их способность работать на охлаждение или на охлаждение и обогрев. Первые могут эффективно отводить тепло из кузова, но в зимний период не могут его обогреть до необходимой температуры. Вторые – способны поддерживать заданный температурный режим в любое время года.
По температурному режиму внутри кузова выделяют рефрижераторы, охлаждающие до:
Климатические установки, работающие на нагрев и холод, также подпадают под данную классификацию. С той лишь оговоркой, что они способны поддерживать температурные режим от указанных значений до +12 С градусов.
Существуют также мультитемпературные транспортные средства с разделённым при помощи подъемно-сдвижных или стационарных перегородок кузовом. Они могут поддерживать различный температурный режим в разных отсеках.
Кроме того, машины различают по грузовым характеристикам: грузоподъёмности, объёму кузова, мощности и т.п.
Особенности перевозки
В отличии от обычных грузоперевозок рефрижераторы транспортируют скоропортящиеся грузы и товары, требующие определённый температурный режим. Поэтому очень важно следить за соблюдением условий транспортировки.
Кроме того, большинство грузов, перевозимых в рефрижераторах – это скоропортящиеся товары. А значит необходимо соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Многие думают, что рефрижераторные транспортные средства необходимы для охлаждения. Однако в зимний период, такие перевозки необходимы для предотвращения замерзания, например, соусов, молочных продуктов, яиц, воды. Для коротких поездок вполне достаточно изотермического фургона, но на дальних расстояниях без рефрижератора уже не обойтись.
При подачи машины, особенно при перевозке некоторой категории товаров, например, цветов, лекарственных средств, в кузове выставляется определённая температура. Перед отправкой её показатели измеряются и заносятся в специальный журнал. Груз проверяют на целостность упаковки, а сам рефрижератор пломбируют. В отгрузочных документах фиксируется время отправления, а также срок, в который товар должен быть доставлен. По прибытии – данные проверяют.
Большинство транспортных средств оборудованы системами удалённого контроля, что позволяет отследить маршрут, время остановок, температурный режим внутри кузова. Всё это позволяет сохранить груз и своевременно оповестить ответственных лиц в случае непредвиденных ситуаций.
Ремонт рефрижератора
Как любая техника, рефрижератор подвержен износу. Даже небольшая неисправность может вывести из строя всё оборудование. Поэтому проведение периодических проверок и технического обслуживания крайне важны.
Среди самых частых поломок отмечают разгерметизацию системы, утечку хладагента и выход из строя компрессора. Также можно отметить выход из строя электроники.
Стоит отметить, что не всегда ремонт требуется оборудованию. Бывают ситуации, когда поломка происходит в самом кузове: это могут быть трещины в местах крепления к шасси, появление зазоров в створе ворот, вмятины и пробоины на бортах. Все это ведет к разгерметизации кузова и нарушению температурного режима.
Для ремонта подобных повреждений необходима замена панелей. Как временное решение, возможна герметизация повреждённого места. Однако стоит учитывать качество используемых материалов. Они должны соответствовать санитарным нормам.
Производителей рефрижераторных установок
Перед выбором рефрижератора важно понимать, что это такое. Стоит отметить, что производитель кузова и производитель рефрижераторной установки – это разные компании. Изготовитель кузова или полуприцепа часто используется климатическое оборудование сторонней компании.
Основные компании, продукция которых представлена на российском рынке:
- Carrier – американская компания, выпускает широкий ассортимент холодильного и климатического оборудования, включая технику, которая используется для хранения предметов искусства в самых известных музеях.
- ThermoKing – еще один американский производитель. Предлагает компактные, простые в монтаже установки. Автомобильные системы контроля температуры компании широко известны. Компания сотрудничает со многими производителями транспортных средств. Активно внедряет новые технологии, в частности применение солнечной энергии и применение аккумуляторных батарей.
- H-Thermo – корейский производитель климатических систем для транспорта. Рефрижераторы официально поставляются в 37 стран мира, включая Россию. Большим плюсом является невысокая стоимость установок и доступность запасных частей.
- DonginThermo – ещё одна южнокорейская компания, которая предлагает оборудование с автономным и зависимым питанием. Установки предназначены для охлаждения и поддержания заданного температурного режима в кузовах от 3,5 до 80 кубов.
- Zanotti – итальянский производитель оборудования. Компания производит различное холодильное оборудование с 1962 года и более 12 лет представлена на рынке СНГ.
Отдельно стоит выделить отечественных производителей:
- Завод ТерраФриго производит холодильные установки под брендом TerraFrigo. Питание установок происходит от двигателя транспортного средства. В номенклатурной линейки предприятия установки для перевозки грузов с режимом от +18 до -20С. В ХОУ TerraFrig применяется медно-алюминиевый теплообменник с технологией SFT, который продлевает срок службы оборудования.
- Рефрижераторы нижегородской компании Элинж предназначены для установки на машины классов LCV, НСV с объёмом кузова до 50 м3. Оборудование работает от ДВС автомобиля и, в зависимости от модели, способно поддерживать температуру в пределах от +12 до – 20 С. Для обеспечения бесперебойной работы установок рекомендуется проводить техническое обслуживание через каждые 500 часов работы.
Источник
Фура-холодильник
Доставка на дальние расстояния пищевых продуктов, замороженных грузов, требующих определенных температурных условий, выполняется специально оборудованным транспортом, который называют фура-реф. Искусственное охлаждение в них обеспечивается холодильными установками и теплоизо-лированными кузовами.
Общая характеристика фуры-рефрижератора
Спецтранспорт является передвижной холодильной камерой. Снаружи и внутри обшитый дюралюминиевыми листами либо оцинкованным железом. Использование пенопласта, алюминиевой фольги с прослойками воздуха обеспечивает термоизоляцию.
Фура-холодильник.
Технические характеристики, особенности конструкции, встроенный холодильник позволяют внутри фуры сохранять низкую температуру продолжительное время, независимо от внешних факторов.
Изотермический фургон оснащен дополни-тельным мотором для поддержания необходимого микроклимата в середине кузова, что обеспечивает комфортную работу при летнем зное, зимних холодах. Благодаря своей универсальности рефрижератор пользуется спросом круглый год.
Предназначение и преимущества
Спецмашины используют для доставки скоропортящихся продуктов питания, медикаментов, оборудования, цветов, раритета. Фура-рефрижератор обладает надежной теплоизоляцией наружной части, собственной системой охлаждения, что защищает содержимый внутри груз от факторов окружающей среды.
Благодаря этому возможна перевозка продовольствия глубокой заморозки на большие расстояния без ущерба качеств товара.
Фура-холодильник отличается рядом преимущественных особенностей в сравнении с другими типами грузового транспорта:
- простотой и безопасностью перемещения товара;
- маневренностью при большой грузоподъемности, что допускает использование машин на трассах, в условиях внутригородских дорог;
- низкой стоимостью перевозок, в сравнении с воздушным или морским транспортом;
- независимостью от атмосферных условий, работоспособностью при температуре от +25 C до -25 C;
- сохранением товара от внешних воздействий, механических повреждений;
- удобной конструкцией;
- возможностью применения погрузчика для облегчения загрузки и выгрузки.
Детальная информация видна на видео:
Габариты и грузоподъемность
Фура с холодильником имеет вместимость порядка 20 тонн. Основной потребительс-кий параметр – это объем или сколько паллет возможно загрузить. Стандартный 20-тонник вмещает до 33 европаллет.
Внутренние размеры сопоставимы с габаритами стандартной еврофуры:
- длина – 13,2-13,6 м;
- ширина – 2,43-2,45 м;
- высота – 2,40-2,70 м;
- объем – 82-86 м3.
Кузов закрытый, производимая загрузка только задняя.
Для перемещения маловесных товаров, весом от 1 тонны до 15 – пользуются менее габаритным транспортом с аналогичными параметрами заморозки. Небольшие рефрижераторы применяют для развоза продуктов питания между магазинами, складами в пределах города или пригорода. При перевозке может помочь надпись TIR на фуре.
Классификация
В Европе, по условиям распределения ATP Europe, рефрижераторный транспорт по температурным показателям подразделя-ется следующим образом:
- Класс А – от +12 ̊С до 0 ̊С;
- В – от +12 ̊С до -10 ̊С;
- С – от +12 ̊С до -20 ̊С;
- D – ниже либо равен +2 ̊С;
- Е – ниже либо равен -10 ̊С;
- F – ниже либо равен -20 ̊С.
Для обеспечения нужных температурных показателей на протяжении около 12 часов работает рефрижератор на фуре без добавочного обслуживания.
Согласно мировым требованиям устанавливаются обозначения по типам FNA, FRA, FNB, FRB и т.д. Буква в конце указывает на класс, вторая – на вид изолирования: N – нормальный, R – усиленный.
По типу холодильного оборудования различают следующие разновидности рефов:
- полноприводные, потребляющие энергию двигателя автомашины;
- механизмы с эвтектическими плитами, позволяющие пользоваться рефрижератором на фуре от электросети. В период зарядки температура внутри опускается до -30 ̊С, а далее в течение дня поддерживается с незначительным повышением. Такая разновидность транспорта используется для развозки мороженого с многочисленными остановками, частым открыванием дверей;
- независимое холодильное оснащение, работа которого происходит от автономного источника питания.
Особенности конструкции
Меньше весить, но перевозить большую массу груза без повреждения кузова устройству позволяет способ бескаркасного монтажа из маловесных и прочных составляющих.
Стены фуры-реф, нередко, выполнены из цельных сэндвич-панелей, толщиной 4-8 см, соединенных снаружи, изнутри компонентами отделки. Герметичные стыки делают для предотвращения появления тепловых мостов.
Дверь оснащают растяжимым уплотнителем из прочного резинового профиля, выполняющего термоизоляционную функцию.
Для теплоизоляции используется слой пенополиуретана с низкой проводимостью температуры, безопасного в эксплуатации, устойчивого к гнили, поражению плесневелыми грибами, влиянию микробов.
Для внутренней и наружной обшивки применяют:
- листы из оцинкованной стали, покрытые полимерами либо эмалью;
- ламинированную фанеру;
- плакированные листы из стали;
- фанеру с оклейкой из армированного пластика;
- глянцевую нержавеющую сталь;
- алюминиевые плакированные листы с названием «чешуя».
Пол выстилается сэндвич-панелями из многоуровневой фанеры со стальными оцинкованными покрытиями различной плотности, рифлеными сталью или алюминием, залитых полимерами.
Рефрежиратор изнутри.
Дополнительно некоторые виды могут оборудоваться:
- внутренними передвижными разделительными перегородками;
- системой двухъярусной погрузки;
- паллетными ящиками;
- направляющими трубами для крюков;
- тележками для цветов.
Рефы изготавливают на шасси бортового полуприцепа с накладной сэндвич-панелью или на специальных осях, рассчитанных для пользования с несущей панелью пола. Облегченные модели делают полурамными. Подвеска установлена рессорного или пневматического типа.
Технические характеристики
Технологии устройства рефрижератора наряду с маловесными прочными составляющими снижают вес транспортного средства, повышают его грузоподъемность, стабилизируют структуру конструкции, изоляционные свойства кузова.
Для сохранения целостности груза при перевозке внутри устанавливаются дополнительные сетки, крепления. Компактные размеры транспорта облегчают передвижение по городским дорогам и загородным трассам.
Простая конструкция холодильного оснащения обладает высокой эффективностью. Виды оборудования с функцией разморозки уменьшают нагрузку на всю систему, позволяют исправно работать в холодное время.
Модели типа «тепло-холод» эксплуатируются круглый год, независимо от условий окружающей среды. Их особенности состоят в разнице функций вентиляторов испарителя и конденсора.
Детальная информация видна на видео:
Расход топлива
Затраты горючего обусловлены его видом и особенностями. Нужный для процесса транспортировки расход топлива зависит от устройства, марки автотранспорта, его агрегатов и систем, категории, типа, массы, режима движения.
Для сравнения, некоторые грузовые рефрижераторы, согласно расчетам, примерно расходуют следующее количество дизельного топлива на 100 км:
- DAF-95.350ATi – 28,5 л;
- Fiat Vikolli с холодильной установкой Thermo King RD-I – 29,5 л;
- MAN 10.150 – 19,5 л;
- Mercedes Benz 2244 – 28,2 л;
- МАЗ 53366 с холодильной установкой Thermo King 3000 MD II 50 MAX – 34,8 л;
- Mercedes Benz 308D – 11,2 л;
- МАЗ 5731 Купава с холодильным оборудованием Carrier Supra 544 – 33,1 л;
- Scania P93 ML 6х2L с грузоподъемным бортом и рефрижератором Hultsteins – 28,5 л.
Ведущие производители
Выпуском рефрижераторного транспорта занимаются современные российские компании «Исток», «Купава», немецкие «Кrone», «Шмитц», «Кogel», французская Chereau, американские и другие производители. На некоторых заводах отсутствуют отдельные линейки техники.
Процесс изготовления происходит по заказу клиента. Ярким примером такого сотрудничества является Московский завод спецавтомобилей.
Известный производитель автохолодильников – российский завод Тerrafrigo. Его продукцию устанавливают на разные марки, типы отечественного и зарубежного спецтранспорта.
Поставляемое оборудование с огромным потенциалом адаптировано для трудных дорожных и погодных условий, оснащено универсальными блоками управления Еliwell итальянского происхождения. Наиболее часто встречается холодильное оснащение марок Carrier и Thermo King.
Типы перевозимых грузов
Рефрижераторные фуры транспортируют грузы, которые принято называть скоропортящимися. Последние требуют соблюдения определенных температурных показателей.
Продукция, для которой необходимы особые условия перевозки, распределяется на следующие группы:
- мясо, рыба, птица в замороженном или охлажденном состояниях при температуре от -5 ̊С до +18 ̊С;
- молочные продукты, сыры везут при +4 ̊С, сливочное масло – около -18 ̊С, для мороженого – до -20 ̊С;
- овощи, фрукты разделяют по видам и перевозят отдельно, индивидуально определяя температурный диапазон;
- кондитерские, хлебобулочные изделия требуют не выше +15 ̊С;
- напитки безалкогольные – до +15 ̊С, ликероводочные изделия – до +20 ̊С.
Особого внимания требует транспортировка лекарственных препаратов, биологических культур, вакцин, косметики, растений, цветов. Для них условия перевозки определяются отдельно.
Особенности ремонта рефрижератора
К основным причинам поломок рефа относятся:
- выход из строя составляющих автомобиля (двигатель, фары, тормоза, приборы и др.);
- дефекты кузова (трещины, заломы, повреждения теплоизоляционной обшивки);
- неполадки в работе холодильного оборудования (утечка фреона через поврежденные шланги, трубки, уплотнители; неисправности блоков конденсатора или испарителя, поломки системы управления, компрессора, выход из строя фильтра-осушителя, перегрев или скапливание намерзшего льда на поверхности испарителя и др.)
Проблемы автомобильного характера под силу устранить самостоятельно. Ремонт рефрижератора потребует вмешательства специально обученных мастеров.
При выходе из строя сэндвич-панели необходимо точно рассчитать местонахождение, несущую способность каркаса с холодильным агрегатом для проведения правильной замены. Важно учитывать, что работа агрегата сопровождается вибрацией, а каркас передней панели требует жесткой надежной связи с боковыми панелями, крышей и полом.
Детальная информация видна на видео:
Покупка или аренда
Выбор между приобретением или арендой спецтехники зависит от целевого назначения, параметров устройств. Например, транспорт с комплектацией Eliwell обойдется на несколько тысяч дороже.
Объективную информацию можно получить после просмотра видео- и фотомате-риалов.
Правильный подход к подбору транспорта – залог построения успешного бизнеса в сфере грузоперевозок. При отсутствии необходимой для покупки суммы можно рассматривать варианты аренды или лизинга. Такой вид сотрудничества влияет на качество автотранспорта: каждый новый владелец снижает рабочие возможности оборудования.
Где можно приобрести
Существует несколько вариантов, где купить технику:
- Официальный дилер – более надежный, дорогостоящий, предполагающий:
- гарантию;
- юридическую честность партнерства;
- присутствие ассортимента;
- консультацию специалиста;
- возможность заказывать непосредственно у изготовителя;
- предпродажную проверку работы всех устройств;
- оформление договора купли-продажи;
- оплату наличным или безналичным расчетом, на кредитных условиях либо trade-in (сдача подержанного транспорта в счет оплаты нового).
- Неофициальный дилер предлагает заниженную стоимость без дополнительных гарантий.
- Автоломбард осуществляет продажу наименований с пробегом.
- Частный продавец устанавливает низкую стоимость и не дает гарантий.
У официального представителя цена всегда дороже. У частных лиц приобретения обходятся дешевле. Это объясняется степенью обязательств за прозрачность соглашения, реализацией качественной, испытанной техники нового образца или б/у.
В продаже присутствуют как подержанные модели, так и не бывшие в эксплуатации. Разница в стоимости между ними значительная. Новые фуры-рефрижераторы оцениваются в пределах 3-4 млн рублей. Техника Schmitz и Chereau имеет надежную репутацию, поэтому стоит дороже. Производители «Тонар» и «Купава» реализуют продукцию подешевле.
Schmitz SKO Cool класса C.
К примеру, потребуют затрат около 4 млн рублей такие модели:
- Schmitz SKO Cool класса C, имеющий 3 оси, с рефом Carrier без пробега;
- Chereau CSD 3 французской сборки, с трехосным шасси, системой-автомат Colas+ для регулирования уровня пола.
Расценки подержанных позиций устанавливаются с учетом года производства и пробега. Так, примерная цена Chereau класса С 2007 года выпуска и около 500 000 км пробегом, холодильным оснащением Thermo King и рамной конструкцией – 1 200 000 рублей.
Chereau, имеющий холодильник Carrier Maxima с термописцем 2014 года и пробегом 100 000 км – в районе 3 000 000 рублей. Terrafrigo линейки 2015-го – от 800 000 рублей.
Фуры-рефрижераторы пользуются огромным спросом во всем мире. Они надежны, универсальны, могут работать в различных условиях круглый год. Спецтехника решает задачи по доставке особых грузов на любые расстояния.
Источник