Напорная лебедка на экскаваторе

Лебедка экскаватора


Главная лебедка

Главной лебедкой экскаватора называют механизм, непосредственно управляющий движениями рабочего оборудования.

Главные лебедки экскаваторов бывают одновальные и двухвальные. К одновальным относятся лебедки, у которых подъемный и тяговый барабаны посажены на одном валу. Если барабаны посажены отдельно на самостоятельные валы, то такая лебедка называется двухвальпой.

Наибольшее распространение на экскаваторах получили одновальные лебедки. Двухвальные же лебедки ставятся главным образом на экскаваторах с ковшом емкостью 0,25 м3 и на специальных больших экскаваторах ЭМ-14/65 и др. На экскаваторах с ковшом 0,5—2,0 .м3 применяют лебедки обоих типов.

Главные лебедки экскаваторов получают движение от главного трансмиссионного вала через цилиндрические или цепные передачи. Включение механизмов лебедки осуществляется фрикционами, остаповка — тормозами.

На лебедках, независимо от того — одновальные они или двухвальные, применяются барабаны как цилиндрические, так и конические. Последние выполняются гладкими, без ручьев, а цилиндрические — с нарезкой (с ручьями) или гладкими.

В зависимости от длины наматываемого каната последний укладывается на барабане в один или несколько слоев.

На рис. 30 приведена конструкция одновальной главной лебедки, применяемой на экскаваторах при оборудовании прямой лопатой.

Вал 4 лебедки опирается на два сферических роликоподшипника, обоймы которых закреплены в станине 5, и приводится в движение цилиндрическим зубчатым колесом 10, установленным на шпонке на левый конец вала 4 лебедки и находящемся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом трансмиссии экскаватора.

Колесо 10 одновременно вращается с крестовиной 8 и двумя фрикционными лентами 15 — фрикционов открытого наружного типа. Одна лента фрикциона крепится на зубчатом колесе 10, а вторая на крестовине 8. При включения фрикциона, осуществляемом гидранлическим цилиндром 14, шток 13 которого нажимает на рычаг 12, лента 15, закрепленная концами на пальцах 9 и 11, затягивается вокруг шкива 1, свободно вращающегося на валу 4. При вращении шкива 1 и вала 4 начнет вращаться сдвоенная звездочка 2. От звездочки 2 движение цепью передается напорному механизму, что осуществит выдвижение рукоятки ковша.

Тормозная лента, закрепленная на поворотной платформе и охватывающая часть шкива 1, может останавливать напорный механизм. Цилиндрический барабан 3 осуществляет подъем ковша.

Рис. 30. Одновальная главная лебедка. 1 — шкив, 2 — сдвоенная звездочка напорного механизма, 3 — сменный барабан, 4 — вал, 5 — станина, 6 — трубка гидравлической системы управления, 7 — вращающееся соединение, 8 — крестовина, 9 и 11 — пальцы. 10 — зубчатое колесо, 12 — рычаг, 13 — шток, 14 — гидравлический цилиндр, 15 — лента фрикциона.

Лебедка подъема стрелы экскаватора

Она предназначена для подъема и опускания стрелы рабочего оборудования. Устройство двухбарабанной подъемной лебедки приведено на рис. 31 . Зубчатое колесо 1 приводится по вращение от шестерни трансмиссионного вала и находится в движении, пока включена главная муфта. Колесо соединено с валом 3 подъемной лебедки шпонкой. Вал 3 вращается на шарикоподшипниках 7, установленных в щеках поворотной платформы. На валу 3, а также на шарикоподшипниках, вращаются барабан 4 подъемной лебедки и барабан лебедки подъема стрелы. Барабан 5 лебедки подъема стрелы приводится во вращение от червячного колеса 6.

Барабан 4 подъемной лебедки выполнен заодно со шкивами фрикциона и тормоза. При затяжке фрикциона 2 барабан начинает вращаться вместе с зубчатым колесом. При разжатом фрикционе и зажатом тормозе барабан остается неподвижным, в то время как зубчатое колесо 1 н вал 3 продолжают вращаться.

Фрикцион приводится в действие при помощи сервофрикциона. Тормозной диск 7 сервофрикциона насажен свободно на вал 3. В диске установлен палец 8, на который надет конец тяги 9. Второй конец тяги соединен с рычагом 11, закрепленным на квадратном хвостовике кривошипами коротким плечом, соединенным через пружину 13 с зубчатым колесом 1. Лента фрикциона 2 одним концом соединена с пальцем 14, неподвижно закрепленным в ободе зубчатого колеса, а вторым через тягу 15—с кривошипом 12. При включенном фрикциопе пружина 13 поворачивает кривошип 12 и разжимает ленту. При этом рычаги и тормозной диск 10 сервофрикциона вращаются вместе с зубчатым колесом 1, в то время как барабан может оставаться неподвижным. Для включепия фрикциона машинист через рычажную систему затягивает тормозную ленту на диске 10 сервофрикциона, последний в своем вращении начинает отставать от прощающегося колеса 7 и через тягу 9 воздействует на рычаг 11. Натягивая пружину 13, рычаг 11 поворачивается и заставляет поворачиваться кривошип 12, который затягивает ленту, фрикциона на шкиве барабана.

Совместное вращение будет продолжаться до тех пор пока шкив сервофрикциона заторможен и сила трения, возникающая от проскальзывания шкива под тормозной лентой, достаточна для затяжки фрикциона на шкиве барабана под рабочей нагрузкой.

Таким образом, чем сильнее нажимает машинист на рычаг управления тормозной лентой сервофрикциона, тем больше будет сила сцепления фрикциона и тем больший крутящий момент можно получить на барабане. Следует, однако, помнить, что сервофрикцион значительно увеличивает силу нажима машиниста на рычаг управления, и достаточно сравнительно небольшого нажатия (4—5 кг) на рычаг, чтобы получить нужное усилие на фрикционе. Чрезмерно сильный нажим будет вызывать усиленный износ ленты сервофрпкцнона. Слабым нажим также нежелателен ввиду пробуксовки ленты фрикциона на шкиве барабана и перегрева фрикциона. Поэтому при управлении фрикционами требуется от машиниста навык и внимательная работа. Кроме того, машинист обязан систематически следить за правильной регулировкой фрикционов.

Пружина 13 фрикциона должна быть отрегулирована таким образом, чтобы ее усилие было достаточным для растормаживания фрикционной ленты, но вместе с тем она не должна быть сильно затянута, так как при этом потребуется дополнительное усилие на сервофрикционе для затяжки фрикционной ленты. Регулировка натяжения пружины 13 производится гайками 16.

При износе фрикционной ленты она должна быть подтянута для уменьшения свободного хода рычажной системы. Подтяжка ленты производится стяжкой и контргайкой на тяге 15, соединяющей сбегающий конец ленты с кривошипом 12.

Рис. 31. Подъемная лебедка. 1- зубчатое колесо; 2 — лента фрикциона; 3 — вал; 4 — барабан подъемной лебедки; 5 — барабан лебедки подъема; 6 — червячное колесо; 7 — шарикоподшипники; 8 — палец; 9 — тяга; 10 — тормозной диск сервофрикциона; 11 — рычаг; 12 — кривошип; 13 — пружина; 14 — палец; 15 — тяга; 16 — гайка

Тяговая лебедка

Тяговая лебедка ( рис. 32 ). Устройство ее аналогично устройству подъемной лебедки. Зубчатое колосо 1 находится в зацеплении с зубчатым колесом подъемной лебедки и постоянно вращается при включении главной муфты двигателя. Вал 2 вращается вместе с зубчатым колесом, а барабан 3 может быть включен фрикционом 4 через сервофрикцион 5 или выключен. Подшипник 6 вала тяговой лебедки, так же как и подшипник вала подъемной лебедки установлен в щеках поворотной платформы.

Тяговой барабан имеет большую длину, чем подъемный барабан. Это имеет особое значение при работе краном, когда канат должен укладываться на барабан в один слой.

Рис. 32. Тяговая лебедка. 1 — зубчатое колесо, 2 — вал, 3 — барабан, 4 — фрикцион, 5 — сервофрикцион, 6 — подшипники вала.

Источник

3.2. Напорная лебедка

Напорная лебедка (рис. 10 и 11) предназначена для сообщения рукояти возвратно-поступательного движения. Кинематическая схема лебедки приведена на рис. 9,б.

Лебедка (рис. 9,б и 11) состоит из электродвигателя 1, упругой (с резиновыми амортизаторами) муфты 2, тормоза 3, редуктора 4, на шлицах выходного вала которого смонтированы неразъемный 5 и разъемный 6 барабаны.

При вращении лебедки в одну сторону происходит наматывание напорных и сматывание возвратных канатов с барабанов и рукоять выдвигается из седлового подшипника, при обратном вращении рукоять вдвигается.

Редуктор (рис. 9,б) — трехступенчатый цилиндрический, первые две ступени — косозубые передачи, последняя — прямозубая.

Для регулирования натяжения канатов левый барабан 6 напорной лебедки выполнен разъемным.

Разъемный барабан (рис. 11), предназначенный для натяжения канатов напорного механизма, состоит из напорного 7 и возвратного 8 барабанов, причем напорный барабан сидит на шлицах на выходном валу редуктора, а возвратный барабан посажен на напорном через бронзовую втулку 9. В рабочем положении они соединены друг с другом зубчатой втулкой 10. Рассоединение барабанов производится выведением из зацепления зубчатой втулки с помощью болта 11.

Для натяжения напорного и возвратного канатов разъемный барабан расцепляется и возвратный барабан своими пазами 12 стопорится на поворотной платформе, после чего включается напорная лебедка на выдвижение рукояти.

Для ограничения перемещения рукояти предусмотрен командоаппарат 13 с цепным приводом 14 от промежуточного вала редуктора.

*) — нумерация числовых позиций на рис.7 и 7 I общая, а буквенных обозначений — раздельная.

Возвратный канат (рис.10) своей серединой огибает возвратный полублок рукояти, наружные ручьи двухручьевых блоков стрелы и концами наматывается на барабаны сверху по наружным ручьям, закрепляясь в наружных пазах. Напорный канат своей серединой огибает напорный полублок рукояти, внутренние ручьи двухручьевых блоков стрелы и концами наматывается на барабаны снизу по внутренней нарезке и закрепляется во внутренних пазах.

3.3. Поворотный механизм

Поворотный механизм служит для вращения поворотной части экскаватора, осуществляет функцию транспортирования горной массы к месту разгрузки.

Кинематическая схема механизма поворота приведена на рис. 9, в.

Поворотный механизм (рис.12) состоит из двух вертикально расположенных приводов, каждый из которых включает в себя фланцевый электродвигатель 1 соответствующего исполнения с колодочным тормозом 2 на верхнем выходном конце вала и редуктора 3.

Редуктор механизма поворота — двухступенчатый, цилиндрический вертикального исполнения, обе его ступени прямозубые. Ведущая шестерня насажена непосредственно на нижний конец вала электродвигателя. Вертикальный выходной вал — шестерня 4 имеет одну опору (верхнюю) в корпусе редуктора, вторую — в нижней расточке поворотного стакана поворотной платформы, а своей шестерней 4а входит в зацепление с неподвижным зубчатым венцом (см. ниже). Обе вал-шестерни 4 огибают зубчатый венец (поэтому шестерни 4а называют «бегунковыми») и через опоры увлекают за собой поворотную платформу, обеспечивая ее движение на поворотном устройстве.

Смазка зубчатых передач и подшипников поворотного редуктора принудительная от насосной станции. Для обеспечения надежной смазки зимой осуществляется подогрев масла.

Для предотвращения утечки масла через шлицевое соединение зубчатого колеса с валом 4 его торец закрыт крышкой 5. Верхняя опора выходного вала имеет контактное 6 и лабиринтное 7 уплотнения, причем лабиринтное уплотнение расположено выше уровня масла. Открытое зубчатое зацепление бегунковых шестерен 4а с зубчатым венцом по соображениям безопасности закрыто кожухом 8.

Источник

Напорная лебедка на экскаваторе

На экскаваторах установлены главная и стрелоподъемная лебедки.

Главная лебедка приводит в действие рабочее оборудование в цикле экскавации. Например, с помощью главной лебедки при оборудовании экскаватора прямой лопатой производят подъем ковша и выдвижение рукояти (у лопат с напорным механизмом) или наклон стрелы (у лопат с маятниковым напором); обратной лопатой — подтягивание ковша и подъем стрелы; драглайном — подтягивание и подъем ковша; грейфером — замыкание челюстей и подъем грейфера (ковша) и т. д.

Главная лебедка состоит из двух управляемых независимо друг от друга механизмов, которые можно при необходимости подключать к главной трансмиссии экскаватора. Эти механизмы размещают либо На одном валу (одновальная лебедка), либо на двух параллельных (двух-вальная). Лебедками эти механизмы называют потому, что почти при всех видах рабочего оборудования их используют для наматывания канатов на барабаны. Механизмы главной лебедки включают фрикционными муфтами, а останавливают тормозами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рассмотрим одновальную главную лебедку при оборудовании экскаватора прямой лопатой. Вал главной лебедки установлен на двух роликоподшипниках, обоймы которых помещены в разъемных опорах станины поворотной платформы. На валу с левой стороны укреплен механизм успокоителя грейфера, состоящий из барабана и включающей его дисковой фрикционной муфты.

Движение от двигателя передается валу через укрепленную на нем на шпонке шестерню. Подъемный барабан и ступица с цепными звездочками установлены на валу на подшипниках. Вращение от вала передается механизмам с помощью ленточных фрикционных муфт. Муфты включаются мембранными пневмотолкателями, к которым сжатый воздух подается через сверления в вале и пневмопроводы. Затормаживают механизмы тормозными лентами (на рисунке не показаны), охватывающими шкивы.

С помощью звездочек осуществляются напор и возврат рукояти. Левая из звездочек соединена роликовой цепью с напорным барабаном и является приводной для механизма напора; правая — со звездочкой, расположенной на промежуточном валу, передает напорному барабану вращение в обратную сторону при возврате рукояти ковша.

Барабан успокоителя грейфера постоянно увлекается вслед за вращением вала. При этом канатик успокоителя натянут с небольшим усилием, что достигается дисковой фрикционной муфтой барабана, которая постоянно включена пружиной.

Стрелоподъемная лебедка на современных экскаваторах до 4-й размерной группы включительно обычно шестеренная. На некоторых экскаваторах она имеет привод с помощью червячной передачи. Барабан стрелоподъемной лебедки у экскаваторов Э-652Б, ЭО-4111В и ЭО-4112 размещен на промежуточном валу в подшипниках. При работе крановым оборудованием барабан соединен для подъема стрелы с валом двусторонней кулачковой муфтой, перемещающейся вдоль вала по шпонке (или шлицевой части вала). Муфту при крановом оборудовании используют также для опускания груза на режиме двигателя, для чего ее перемещают влево, соединяя с валом звездочку. Эта звездочка связана цепной передачей с барабаном подъема груза, установленным на валу главной лебедки. На этом валу свободно вращается вместе со ступицей зубчатый венец, который входит в главную трансмиссию. На диске этой же ступицы болтами закреплен шкив двухконусной фрикционной муфты. Фрикционные колодки болтами прикреплены к корпусу пневматического цилиндра и могут перемещаться вдоль вала на двух шпонках. Они постоянно отжимаются от шкива возвратной пружиной. Включается муфта пневматическим цилиндром, расположенным в торце вала. Поршень цилиндра закреплен гайкой на валу. При подаче воздуха в цилиндр его корпус перемещается по валу и прижимает колодки к шкиву ГЭ. Вращение передается валу и через муфту — барабану. Таким образом стрелу поднимают.

При выключенной фрикционной муфте стрела удерживается в поднятом положении замкнутым ленточным тормозом, лента которого охватывает шкив барабана. Рабочая пружина, установленная с большой предварительной затяжкой, старается повернуть рычаг по часовой стрелке, натягивая вниз сбегающий конец ленты тормоза. Во время работы прямой лопатой или драглайном, когда стрела находится в постоянном положении и муфта выключена, при большом натяжении стрелового каната барабан может очень медленно поворачиваться из-за вибрации машины и толчков. Это сопровождается некоторым опусканием стрелы и увеличением ее вылета, что особенно опасно при работе драглайном с низко опущенной стрелой. Увеличение вылета, не замеченное вовремя машинистом, может вызвать потерю устойчивости и опрокидывание экскаватора.

Поэтому кроме ленточного тормоза имеется дополнительное предохранительное устройство (храповое с управляемой собачкой). Внутренняя поверхность шкива выполнена в виде храповика, в зубья которого упирается собачка. Собачка прижимается к храповику пружиной, действующей на рычаг. При включенной собачке шкив и барабан не могут повернуться по часовой стрелке. Для опускания вначале стрелу несколько приподнимают, повернув барабан против часовой стрелки. При этом освобождается собачка, ранее прижатая зубом храповика, и ее выключают, для чего подтягивают вверх (по стрелке) кольцо, соединенное тягой с рычагом. Чтобы удержать собачку в выключенном положении, поворачивают кольцо на 90° вокруг оси тяги, чтобы оно упиралось в вырезы в трубе.

Рис. 1. Главная лебедка экскаваторов Э-6526, ЭО-4111В и ЭО-4112:
1 — вал, 2 — отверстия, 3 — муфта, 4 — цепная звездочка, 5, 16 — подшипники, 6 — водило (крестовина), 7 — болт, 8 — рычаг, 9 — гайка, 10 — шкив, 11, 14 — барабаны, 12 — цепные звездочки, 13 — шестерня, 15 — мембранный пневмотолкатель, 17 — пружина, 18 — фрикционная лента

Рис. 2. Шестеренная стрелоподъемная лебедка экскаваторов Э-652Б, ЭО-4111В и ЭО-4112:
а — вал лебедки с механизмами, б — тормоз стрело-подъемного барабана; 1, 10 — шкивы, 2 — пресс-масленка, 3, 14 — звездочки, 4 — вал. 5 — ступицы, 6, 21, 27 — пружины, 7 — поршень, 8 — корпус, 9 — колодки, 11 — зубчатый венец, 12, 16 — подшипники, 13 — втулка, 15 — муфта, 17 — барабан, 18 — лента тормоза, 19 — кольцо, 20 — направляющая труба, 22 — рукоятка управления тормозом, 23, 28 — рычаги, 24 — сбегающий конец ленты тормоза, 25 — тяга, 26 — собачка

После выключения собачки можно опускать стрелу, нажимая на рукоятку (по стрелке), при этом будет ослабляться лента тормоза и стрела начнет опускаться под действием собственного веса. Если отпустить рукоятку, то тормоз автоматически включится пружиной. Во время работы крановым оборудованием с частым изменением вылета стрелы собачка должна все время находиться в выключенном положении, а после окончания работы ее должны включить.

Скорость опускания стрелы ограничивается расположенным на валу главной лебедки роликовым противообгонным устройством, соединенным втулочно-роликовой цепью со звездочкой, жестко укрепленной на стрелоподъемном барабане.

Вал лебедки опирается на сферические подшипники, смонтированные в станине поворотной рамы. Один конец вала поддерживается подшипником, установленным непосредственно на нем, а второй опирается на подшипник большого диаметра, расположенный между звездочкой и шкивом. Усилие на этот подшипник передается не непосредственно от вала, а через подшипники и ступицу барабана. Подшипники смазывают с помощью пресс-масленок.

Источник

Читайте также:  Панель приборов на ниву 4х4 2020
Поделиться с друзьями
Авто4х4