Пробка раздатки соболь 4х4

Содержание
  1. Раздаточная коробка газель 4х4 устройство
  2. Новый тип полного привода «парт-тайм» на автомобилях семейства «Соболь» производства «Группы ГАЗ». В продаже с осени 2013 г. От 539 500 руб.
  3. ГАЗ > Соболь
  4. Новая раздаточная коробка сохранила максимальную унификацию с прежней: оригинальные элементы (выделены красным цветом) по пальцам можно перечесть.
  5. Раздаточная коробка на «Соболе 4×4» установлена посередине колесной базы и связана с коробкой передач промежуточным карданом. Последний также получил ШРУСы вместо крестовин.
  6. ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ
  7. Форма и расположение трансмиссионных рычагов не претерпели изменений, обновилось лишь содержание информационной наклейки.
  8. ДЛЯ МЕНЯ
  9. Раздатку с отключаемым передним мостом для микроавтобусов и комби комплектуют фланцами под карданные валы со ШРУСами. Машины же с постоянным полным приводом оснащают карданными валами с крестовинами.
  10. ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ
  11. ПОЛНЫЙ ПРИВОД НА ГАЗе
  12. ГАЗ-61
  13. ГАЗ-64
  14. ГАЗ-67
  15. ГАЗ-69
  16. ГАЗ-М72
  17. ГАЗ-M73
  18. ГАЗ-24-95
  19. ГАЗ-3105
  20. Принципы работы и роль агрегата
  21. Роль агрегата
  22. Принцип устройства
  23. Режимная работа
  24. Раздаточная коробка автомобилей типа 4х4

Раздаточная коробка газель 4х4 устройство

Новый тип полного привода «парт-тайм» на автомобилях семейства «Соболь» производства «Группы ГАЗ». В продаже с осени 2013 г. От 539 500 руб.

ГАЗ > Соболь

Всем хорош «Соболь 4×4»: недорогой, проходимость хороша, а в сравнении с ульяновской «буханкой» — просто роскошный. Однако есть в его конструкции элемент, отпугивающий немалую часть потребителей, — постоянный полный привод, фулл-тайм» (full-time). Раздаточная коробка вместе с передним редуктором и карданными валами слишком сильно завывают и вибрируют на высокой скорости.

Два года назад конструкторы решили побороть недуг и стали шлифовать зубья шестерен раздаточной коробки. Ввели 100-процентный контроль виброшумовых характеристик подшипников. Раздатки стали работать тише, однако до идеала все равно было далеко. И вот тогда заводчане пошли на кардинальные меры. В объединенном инженерном центре ГАЗа закипела работа над новой полноприводной трансмиссией типа «парт-тайм» (part-time) с подключаемым передним мостом — вместо варианта «фулл-тайм», постоянного привода на все колеса.

Новая раздаточная коробка сохранила максимальную унификацию с прежней: оригинальные элементы (выделены красным цветом) по пальцам можно перечесть.

Чтобы не потерять главный рыночный козырь — невысокую себестоимость, конструкторов попросили максимально унифицировать новую раздатку с серийным узлом. В результате она сохранила четырехвальную схему с постоянным зацеплением шестерен, в которой отсутствует прямая передача (передаточное отношение первой ступени — 1,07, а вторая ступень увеличивает крутящий момент в 1,87 раза).

Вместо корпуса межосевого дифференциала с сателлитами к шестерне дифференциала теперь привернута специальная переходная втулка. С валом привода заднего моста эта втулка постоянно соединена шлицами, а вот вал переднего моста подключается к ней через зубчатую муфту. Еще в раздатке пришлось заменить штоки обеих вилок. Таким образом, в новой раздаточной коробке удалось сохранить все прежние корпусные детали, кроме передней крышки механизма управления.

В дополнение к раздатке «парт-тайм» разработали новые карданные валы со ШРУСами вместо крестовин. Они лучше центрируются в схеме и почти избавлены от шумов и вибраций.

Оценить преимущества трансмиссии с новыми карданами в полной мере смогут только владельцы «соболей» с пассажирскими и грузопассажирскими кузовами. У бортовых грузовиков и трехместных фургонов шарниры на валах, ведущих к мостам, прежние. Раздатка у них находится вне кабины, а потому и шума в салоне изначально меньше. Так считают заводчане, но я с ними не согласен.

Раздаточная коробка на «Соболе 4×4» установлена посередине колесной базы и связана с коробкой передач промежуточным карданом. Последний также получил ШРУСы вместо крестовин.

ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ

Прыгаю в новенький «Соболь»-«парт-тайм». Внутри ничего не изменилось: те же три рычага в полу, знакомая контрольная лампа трансмиссии на щитке приборов. Но функции у них разные. Лампа сигнализирует не о заблокированном дифференциале, а об активации переднего моста. А рычаг, включавший блокировку, теперь подключает передний мост.

Тяговитый дизель «Камминс» бодро разгоняет машину, а я вслушиваюсь в шумы трансмиссии: 60, 80, 100 км/ч — тихо. Раньше на этом рубеже я обрывал разговоры с попутчиками: шум заглушал беседу. Теперь можем продолжать спор о преимуществах и недостатках схем «фулл-» и «парт-тайм». Нет и намека на былой раздаточный зуд даже на ста двадцати.

Съезжаем с асфальта на песчаный пригорок. Быстро утратив инерцию, машина начала зарываться, выбрасывая из-под задних колес фонтанчики песка. Толкаю от себя левый рычаг раздатки. С непривычной легкостью подключается передок — и «Соболь» легко взбирается и на этот холм, и на все последующие.

Форма и расположение трансмиссионных рычагов не претерпели изменений, обновилось лишь содержание информационной наклейки.

Лишь когда колеса погрузились в песок едва ли не по ступицы, впервые решил прибегнуть к пониженной передаче в раздатке (ее можно использовать, только подключив передний привод). А ведь в запасе еще задняя межколесная блокировка «Итон». Уже год как ею штатно оснащают все полноприводные «соболи» и «газели». Добавим сюда большой дорожный просвет и маленькие свесы — с таким арсеналом «Соболь 4×4» даст фору иным маститым вседорожникам!

Читайте также:  Грузовая лебедка с гидромотором

ДЛЯ МЕНЯ

Система постоянного полного привода никуда не делась: выпуск машин с трансмиссиями «фулл-тайм» и «парт-тайм» идет параллельно. И это правильно: у каждой схемы есть свои почитатели. Прежняя предпочтительнее для автомобилистов, путешествующих по бездорожью чаще, чем по асфальту. Подключаемый полный привод адресован тем, кто в основном колесит по асфальту, но иногда суется туда, куда Макар телят не гонял. Такой вариант как раз для меня. Нужно проехать комфортно тысячи полторы кэмэ по магистрали и потом уверенно преодолеть 500 метров грязи прямо до кромки воды.

Оба типа полного привода оценены одинаково: любой «Соболь 4×4» дороже заднеприводного собрата с аналогичным кузовом ровно на 52 000 рублей. В сегменте легкого коммерческого транспорта такое предложение по-прежнему самое привлекательное.

Раздатку с отключаемым передним мостом для микроавтобусов и комби комплектуют фланцами под карданные валы со ШРУСами. Машины же с постоянным полным приводом оснащают карданными валами с крестовинами.

ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ

Уже не первый год на ГАЗе экспериментируют с передним ведущим мостом новой конструкции — со ШРУСами вместо карданных шарниров неравных угловых скоростей. Их внедрение поможет полностью избавиться от неравномерного движения колес при больших углах поворота. На «Соболе 4×4» эта мелкая особенность ярко заметна при развороте.

Новый мост, вероятнее всего, дозреет к моменту постановки на конвейер «Газели-Некст 4×4». Но еще раньше на «газелях» и «соболях» могут появиться кнопки управления раздаточной коробкой вместо рычагов: испытания электрифицированных раздаток идут полным ходом.

ПОЛНЫЙ ПРИВОД НА ГАЗе

Инженерной школе полного привода на ГАЗе уже семь с половиной десятков лет. Каких только вездеходов не проектировали здесь за эти годы! Чтобы рассказать обо всех, не хватит и целого журнала. Пройдемся лишь по самым легким машинам.

ГАЗ-61

Первый легкий полноприводник — ГАЗ-61 — создал конструктор Виталий Грачев на базе «эмки» в 1939-м. Крутящего момента рядной «шестерки» ГАЗ-11 было достаточно, чтобы обойтись четырьмя ступенями коробки передач от полуторки без дополнительной пониженной передачи в раздатке. В приводе передних колес использовали ШРУСы! Опытные образцы собирали с кузовами фаэтон (модель 61–40), седан (61–73) и пикап с цельнометаллической кабиной (61–415). В мелкосерийное производство в 1941 году успели попасть лишь седан да упрощенный пикап 61–416 с открытой кабиной. Всего до конца войны сделали около 200 машин.

ГАЗ-64

В начале 1941 года Виталий Грачев разработал компактный армейский внедорожник ГАЗ-64 с оригинальной рамой и упрощенным открытым кузовом. Машину оснастили 4-цилиндровым двигателем М-1 и той же трансмиссией, что у ГАЗ-61. В ней отсутствовал лишь промежуточный карданный вал между КП и раздаткой. С августа 1941-го до апреля 1943 года изготовили 671 экземпляр ГАЗ-64. Шасси «шестьдесят четвертого» послужило основой легкого броневика БА-64.

ГАЗ-67

В 1943 году ГАЗ-64 доработали: расширили колеи ведущих мостов с 1206 до 1446 мм (мосты от ГАЗ-61) и приспособили к ним кузов. Машина под индексом ГАЗ-67 продержалась на конвейере вплоть до августа 1953 года. Тираж без малого 93 000 штук. На базе ГАЗ-67 выпускали бронеавтомобиль БА-64Б и амфибию ГАЗ-011.

ГАЗ-69

Новую страницу в истории горьковских вездеходов открыл ГАЗ-69, разработанный под руководством Григория Вассермана в 1950-м и освоенный в 1953-м. Он получил 52-сильный двигатель и 3-ступенчатую коробку передач от «Победы». Четырехвальную раздатку со встроенным демультипликатором и муфтой отключения переднего моста разработали с чистого листа. Как и у сегодняшних «соболей», ее монтировали отдельно от КП. Передаточные числа — 1,15 и 2,78. Наряду с базовой моделью выпускали более комфортабельный пятиместный ГАЗ-69А и амфибию ГАЗ-46. В 1956 году производство «шестьдесят девятых» перевели полностью на УАЗ. Там их делали вплоть до 1973 года. За два десятилетия силами обоих заводов выпустили 634 000 таких «газиков».

ГАЗ-М72

В 1954 году Григорий Вассерман примерил трансмиссию от ГАЗ-69 к усиленному кузову «Победы». Так на свет появился легковой вседорожник М-72. Машину серийно выпускали с 1955 по 1958 год, суммарный тираж — около 4700 штук. В семействе ГАЗ-21, пришедшем на смену «Победе», места полноприводнику уже не нашлось.

Читайте также:  Область применения ручных лебедок

ГАЗ-M73

Еще один легкий вездеход конструкции Вассермана — М-73 образца 1955 года — на конвейер не попал, однако послужил прототипом полноприводного «Москвича» 410-й модели. Сделали два опытных образца — с кузовами пикап и купе. Оба оснастили 35-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач от «Москвича-402». Ведущие мосты и раздаточная коробка выполнены по образцу ГАЗ-69.

ГАЗ-24-95

В 1974 году по разовому кремлевскому заказу на заводе изготовили партию из пяти полноприводных «волг» ГАЗ-24-95 (ведущий конструктор Леопольд Кальмансон); одну из них отправили в охотничье хозяйство «Завидово» Леониду Ильичу Брежневу. Раздатку, позаимствованную у УАЗ-469, разместили в середине колесной базы, отдельно от коробки передач. Передний мост скомпоновали из перевернутого заднего редуктора ГАЗ-24 с уазовскими поворотными кулаками и ШРУСами. Главные передачи обоих мостов получили кулачковые дифференциалы.

ГАЗ-3105

«Волга» ГАЗ-3105 (ведущий конструктор Сергей Батьянов) стала единственным автомобилем ГАЗа, в котором полный привод применили не ради повышения проходимости, а с целью обеспечить достойные параметры управляемости на скользких дорогах. Первый опытный образец построили в 1987 году. V-образная бензиновая «восьмерка» объемом 3,4 л (170 л.с.) установлена перед осью передних колес. Двухвальная 5-ступенчатая коробка передач объединена с передним редуктором и блокируемым симметричным межосевым дифференциалом. До 1996 года собрали 79 экземпляров ГАЗ-3105, включая 24 опытных образца.

Раздаточная коробка 4х4 на газель представляет собой агрегат, который распределяет крутящий момент от двигателя на другие приводные механизмы также увеличивающие число передач в трансмиссии.

Раздаточная коробка 4х4 на газель

Принципы работы и роль агрегата

Раздаточная коробка представляет собой агрегат, который распределяет крутящий момент от двигателя на другие приводные механизмы также увеличивающие число передач в трансмиссии.

Устройство является неотъемлемой частью автомобилей полноприводного типа. Первые транспортные аналоги появились только в начале прошлого века. Они предназначались лишь в гоночных соревнованиях по шоссе и по бездорожью, а вид имели легкового автомобиля. Публика того времени посчитала разработку простым баловством. После ряда манипуляций была произведена раздаточная коробка, выполняющая задачи современных аналогов.

Исходя из способа распределения мощности между мостами, раздаточная коробка 4х4 на газель нашего времени разнообразна:

  • С межосевым приводом дифференциального типа не предусматривающий возможность принудительного отключения одного из ведущих мостов. Автомобили с подобной коробкой характеризуются постоянной работой переднего моста. При необходимости повышения прохождения межосевые дифференциалы переходят на принудительную блокировку.
  • С межосевым приводом дифференциального типа, который предусматривает возможность принудительного отключения переднего ведущего моста. За счет применения единой главной передачи этот тип приобрел такую популярность.
  • С межосевым приводом блокировочного типа с отключающимся вручную вторым ведущим мостом либо с помощью автоматики при пробуксовывании колес. Автомобили с подобной коробкой при движении по твердому покрытию предусматривают отключение переднего моста. Это условие способствует экономии горючего и снижению показателя износа шин.
  • С ведомыми валами несоосного типа. Здесь не предусмотрен промежуточный вал. Главные достоинства: компактность, бесшумность, высокий коэффициент полезного действия.

Роль агрегата

Раздаточная коробка 4х4 отвечает за распределение усилий на всех ведущих мостах транспортного средства. Её дополнительное применение – запуск и остановка ведущего переднего моста. В основном газель этого типа характеризуется двухступенчатым редуктором. Его работа влияет на передаточное число, как результат, количество передач увеличивается вдвое.

При запуске прямой передачи на газель 4х4 внедряется первый ряд передаточных чисел, а при понижении – второй. Этот фактор обуславливает проезд автомобиля в разнообразных дорожных условиях.

Газель высокой проходимости характеризуется конструкцией, которая блокирует возможность включения понижающей передачи при условии включенного переднего моста. Устройство подобного типа делает задний мост нечувствительным к большим перегрузкам крутящего момента.

Устройство раздаточной коробки 4х4 на Газель

Принцип устройства

Раздаточная коробка 4х4 на газель характеризуется следующими основными узлами:

  • ведущий вал;
  • приводной вал задней оси;
  • приводной вал передней оси;
  • межосевой дифференциал;
  • устройство, блокирующее межосевой дифференциал;
  • зубчатая либо цепная передача;
  • понижающая передача.

Крутящий момент, как главная действующая сила, переходит от раздаточной коробке от коробки скоростей путем ведущего вала. За распределение крутящего момента между осями отвечает дифференциал межосевой. В свою очередь, он обуславливает вращение на скоростях с разными угловыми значениями.

Разнообразие межосевого дифференциала на газель 4х4 включает два вида:

  • симметричный, характеризующий равномерное распределение крутящего момента;
  • несимметричный, характеризующий различное соотношение распределения крутящего момента.

В целях жесткой сцепки передней и задней оси на газель 4х4 была предусмотрена блокировка дифференциала.

Задача цепной передачи – передать крутящий момент к передней оси, которая включает зубчатые колеса и приводные цепи. Случается, что зубчатая передача заменяется цепной. А система полного привода с автоматически подключаемым типом раздаточной коробки имеет вид конического редуктора.

Читайте также:  Лебедки тали стальные канаты

Понижающей передачи отведена роль увеличения крутящего момента при движении транспорта по бездорожью. Здесь позаимствована конструкция планетарного редуктора.

Движение на деформируемых грунтах обычно не подразумевает циркуляцию паразитной мощности, так как значение суммарной составляющей силы сопротивления движения приличное, а сила сцепления колес с опорной поверхностью незначительна.

Режимная работа

Раздаточная коробка 4х4 на газель характеризуется режимной работой:

Дальнейшие режимы ориентируются на дифференциал.

  1. Его разблокировка с условием включенной повышающей передачи. Деление крутящего момента имеет вид соотношения 1:2.
  2. Блокировка с условием включенной повышающей передачи. Деление крутящего момента зависит от сцепления колес и покрытия.
  3. Разблокировка с условием включенной понижающей передачи. Раздача крутящего момента представлена соотношением 1:2.
  4. Блокировка с условием включенной понижающей передачи. Раздача крутящего момента выполняется зависимо от сцепления шин с покрытием. Функционирование переднего и заднего моста характеризуется неразрывно. Этот режим обладает самой высокой степенью проходимости.

Раздаточная коробка автомобилей типа 4х4

На автомобилях типа 4×4 устанавливается двухступенчатая раздаточная коробка с принудительной блокировкой симметричного межосевого дифференциала и ручным управлением.

Устройство раздаточной коробки показано на рис. 4.26 и рис. 4.27. В картерах 4 и 8 (рис. 4.26) раздаточной коробки, отлитых из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены первичный 16, промежуточный 45 валы, валы 37 и 23 привода переднего и заднего мостов с фланцами, коробка 41 сателлитов и шестерня 33 дифференциала. Осевой зазор подшипников 25 дифференциала регулируется при сборке прокладками 35, устанавливаемыми в крышке 38 механизма управления.

Раздаточная коробка:

  1. защитное кольцо;
  2. манжета;
  3. прокладки;
  4. передний картер;
  5. упорные шайбы;
  6. прокладки;
  7. шестерня понижающей передачи;
  8. задний картер;
  9. муфта переключения передач;
  10. шестерня высшей передачи;
  11. упорные шайбы;
  12. прокладки;
  13. задняя крышка;
  14. задний подшипник первичного вала;
  15. стопорные кольца;
  16. первичный вал;
  17. задний подшипник промежуточного вала;
  18. шестерня ведомая привода спидометра;
  19. шестерня ведущая привода спидометра;
  20. пружинная шайба;
  21. шарик фиксирующий;
  22. стопорные кольца;
  23. вал привода заднего моста;
  24. подшипники;
  25. подшипник дифференциала;
  26. опорная шайба шестерни полуоси;
  27. болт;
  28. сателлит;
  29. шестерня полуоси;
  30. пробка сливного отверстия;
  31. ось сателлитов;
  32. опорная шайба сателлита;
  33. шестерня дифференциала;
  34. прокладки;
  35. регулировочные прокладки;
  36. муфта включения блокировки дифференциала;
  37. вал привода переднего моста;
  38. крышка механизма управления;
  39. стопорные кольца;
  40. стопор оси;
  41. коробка сателлитов дифференциала;
  42. стопорные кольца;
  43. подшипник передний промежуточного вала;
  44. передняя крышка;
  45. промежуточный вал;
  46. стопорные кольца;
  47. гайка;
  48. подшипник передний первичного вала;
  49. фланец

Механизм включения передач и блокировки дифференциала:

  1. промежуточный шток;
  2. гайка сальника штока;
  3. уплотнительное кольцо;
  4. шайба;
  5. сальник штока;
  6. вилка включения блокировки дифференциала;
  7. вилка включения передач;
  8. шток включения передач;
  9. промежуточный рычаг;
  10. головка штока;
  11. пробка;
  12. болт;
  13. ось промежуточного рычага;
  14. шарик фиксатора;
  15. пружина фиксатора;
  16. датчик включения блокировки дифференциала;
  17. шток включения блокировки дифференциала

Картеры, для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма управления, центрируются по установочным штифтам, запрессованным в задний картер 8, и соединяются друг с другом четырнадцатью болтами.

Все шестерни в раздаточной коробке косозубые. На первичном валу свободно вращаются на бронзовых втулках шестерни понижающей 7 и высшей 10 передач, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, который выполнен в виде блока шестерен. На первичном валу на шлицах установлена скользящая муфта 9. При включении высшей передачи муфта включения передач движется назад, а при включении низшей передачи — вперед. Один из венцов блока шестерен промежуточного вала 45 находится в постоянном зацеплении с шестерней 33 дифференциала, прикрепленной болтами 27 к коробке сателлитов.

Внутри коробки сателлитов установлена ось 31 с двумя сателлитами 28, находящимися в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 29, которые расположены на шлицевых концах валов привода переднего и заднего мостов автомобиля. На валу привода переднего моста на шлицах установлена муфта 36 включения блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта жестко соединяет вал 37 с коробкой сателлитов. В пазах муфт 9 и 36 располагаются вилки включения 7 и 6 (см. рис. 4.27), которые крепятся на штоках болтами и пружинными разрезными шайбами.

Блокировка дифференциала и включение передач в раздаточной коробке производится с помощью рычагов 1 и 2 (рис. 4.28), установленных на оси 8, запрессованной в кронштейн 9, который крепится двумя болтами к коробке передач.

Раздаточная коробка и ее привод:

  1. рычаг включения передач;
  2. рычаг включения блокировки дифференциала;
  3. подушки;
  4. гайка;
  5. втулка;
  6. крышка люка;
  7. тяги;
  8. ось рычагов управления;
  9. кронштейн рычагов управления

Блокировка дифференциала может быть включена как с низшей передачей в раздаточной коробке, так и с высшей.

Источник

Поделиться с друзьями
Авто4х4