- Особенности заводских и самодельных методов крепления раздаточной коробки на автомобиле НИВА
- 3-я опора на Ниву made in Germany
- Раздаточная коробка Нивы. Способы устранения вибрации
- Принципы работы системы узлов
- Раздаточная коробка Нива 21213
- Особенности конструкции стандартных креплений
- Неисправности раздаточных коробок ВАЗ
- Как снимать раздаточную коробку на ниве
- Вибрация
- Альтернативные конструкции креплений от народных умельцев
- Центровка раздаточной коробки
- Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
- Дополнительная опора раздатки
- Снятие раздатки Нива
- Ку о третьей опоре
- Центровка Раздатки НИВЫ Без подъёмника 3 Способа Центровки Раздаточной коробки НИВА
- Хотите сохраните это видео?
- Пожаловаться на видео?
- Понравилось видео?
- Не понравилось?
Особенности заводских и самодельных методов крепления раздаточной коробки на автомобиле НИВА
Это и есть третья опора РК
Раздаточную коробку (раздатку) устанавливают на все машины с полным приводом, к числу которых относится и нива. На полноприводном авто этот элемент увеличивает крутящий момент при перемещениях в труднопроходимых условиях, распределяет крутящий момент между осями (приводными). Также коробка может быть установлена на автокраны, пожарный транспорт, где она участвует в операциях с приводом водяных помп, насосов и пр.
Устройство раздатки отличается на разных машинах, но имеются общие конструктивные черты, в том числе присутствие таких деталей, как валы приводов передней и задней оси, ведущий вал, маслосборник, цепная передача и межосевой дифференциал, картер, блокировка дифференциала, понижающая передача.
3-я опора на Ниву made in Germany
Зарегистрирован: 10.12.2007 Сообщения: 6646
Вчера в гараже наткнулись на интересную конструкцию 3-й опоры с использованием шаровой для Нивы, она координально отличается от Шнивского варианта, ниже фото, чертёж и описание того кто сделал, может кому пригодится
. К днищу кузова крепится маленькая подушка, гасящая колебания раздаточной коробки — в первую очередь раскачку относительно штатной оси крепления на кузове. Немцы, умеющие экономить деньги, не стали конструировать что-то сложное. Почему же совершенно простую и понятную идею не смогли скопировать наши умельцы? Видимо потому, что второпях, на коленке, на глаз, к днищу крепили чудовищной жесткости подушку двигателя. К ней приваривали тягу, скрепляя ее с раздаточной коробкой. Такая конструкция не позволяет регулировать положение раздатки. Более того, из-за отсутствия подстроечных элементов, третья опора неконтролируемо смещает раздаточную коробку, т.е. только ухудшает работу трансмиссии. Из подручных запчастей я соорудил третью опору так, чтобы ее положение легко подстраивалось при регулировке положения раздаточной коробки. Быстро изготовил набор (рис. 1 и 2), состоящий из кронштейна, на котором крепится верхняя шаровая опора от классических «Жигулей», штатной резино-металлической подушки раздатки, доработанной выжиганием пазов до необходимой жесткости, и рамки с регулировочной планкой, связывающей раздаточную коробку и подушку. Я назвал этот свой набор флегматизатором и установил на «Ниву» (рис. 3 и 4). При этом смаковал удобство его подстройки под текущее положение раздаточной коробки, с гарантией сохранения положения последней. Наличие в конструкции флег-матизатора шаровой опоры и системы регулировки позволили абсолютно точно установить третью опору раздатки. Уже позже, получая удовольствие от езды на доработанной «Ниве», я вывел для себя самого такую теорию. В движении раздаточная коробка стандартного ВАЗ-21213, испытывая нагружение со стороны карданных валов, наклоняется в сторону коробки передач и деформирует эластичную муфту промежуточного ШРУС-вала. Поэтому «центровка» раздатки на стандартном ВАЗ-21213 эффективна лишь для движения накатом или с ничтожным сопротивлением, т.е. со скоростью до 60 км/час и без ускорений. Установленный мной флег-матизатор подавлял колебательные движения и препятствовал наклону раздаточной коробки, удерживая ее близко к оптимальному положению. Я сразу отметил значительное уменьшение вибраций, особенно при разгоне и при высоких оборотах валов трансмиссии. Машина оживилась. Исчезла привычная туповатость двигателя, которая возникала при резонансных колебаниях агрегатов (собственно, на них тратится часть мощности двигателя, которой так не хватает машине). И — опять двойной приз! Снова снизился расход бензина — тот же 1 литр экономии на 100 км! В течение последующих 60 000 км пробега никаких серьезных проблем не возникало, разве что раз в два года приходилось менять глушитель и тормозные цилиндры, изъеденные питерской солью.
Раздаточная коробка Нивы. Способы устранения вибрации
От легковых автомобилей ВАЗ машины семейства «Нива» отличаются постоянным полным приводом – у них два ведущих моста. Всего в трансмиссии у вазовского внедорожника есть три дифференциала – по одному на каждый мост и еще межосевой дифференциал.
1. Сальник; 2. Упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала; 3. Крышка переднего подшипника; 4. Передний подшипник ведущего вала; 5. Передняя крышка раздаточной коробки; 6. Шестерня высшей передачи; 7. Ступица муфты включения передач; 8. Муфта включения передач; 9. Шестерня низшей передачи; 10. Картер раздаточной коробки; 11. Задний подшипник ведущего вала; 12. Ведущий вал; 13. Задняя крышка раздаточной коробки; 14. Промежуточный вал; 15. Задний подшипник промежуточного вала; 16. Задний подшипник корпуса дифференциала; 17. Установочное кольцо подшипника вала привода заднего моста; 18. Подшипник вала привода заднего моста; 19. Маслоотражатель сальника; 20. Фланец вала привода заднего моста; 21. Вал привода заднего моста; 22. Упорное кольцо подшипника; 23. Корпус дифференциала; 24. Шестерня привода заднего моста; 25. Сателлит; 26. Ось сателлитов; 27. Стопорное кольцо оси сателлитов; 28. Пружинная шайба; 29. Ведомая шестерня; 30. Стопорное кольцо подшипника корпуса дифференциала; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Вал привода переднего моста; 33. Картер привода переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста; 35. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Передний подшипник корпуса дифференциала; 37. Ведомая шестерня привода спидометра; 38. Корпус привода спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Регулировочные прокладки; 45. Кронштейн подвески раздаточной коробки; 46. Кронштейн задней подвески двигателя.
I. Включена высшая передача; II. Включена низшая передача; III. Включена низшая передача, дифференциал блокирован.
Раздаточная коробка «Нива» предназначена для распределения тяговых усилий между мостами, и работает по принципу 2-ступенчатой коробки передач.
Принципы работы системы узлов
На раздатку крутящий момент поступает от коробки передач посредством ведущего вала. После этого момент переходит на межосевой дифференциал, который может быть как без механизма блокировки, так и с жесткой блокировкой или автоблокировкой. Если на дифференциале нет блокировки, то оси могут вращаться с разной скоростью, в то время как наличие такого элемента позволяет распределять крутящий момент в зависимости от вида трассы.
Самоблокирующиеся дифференциалы могут быть представлены вязкостной муфтой (самый широко распространенный вариант), дифференциалом типа «торсен» (имеет широкий диапазон перевода крутящего момента, но не имеет высокой прочности, необходимой для внедорожников) или фрикционной муфтой (можно блокировать дифференциал автоматически или вручную, работа муфты основана на силе трения).
У раздатки на ниву может быть несколько режимов работы: от подключения только задней оси до подключения обеих осей с автоблокировкой дифференциала между ними. Управление раздаткой проводится в ручном режиме посредством механического рычажного привода. На нем задним рычагом переключаются передачи, передним — включается блокировка дифференциала. Рычаг перемещается в продольном направлении по оси, которая стоит на проушинах от кронштейна впереди раздаточной коробки.
В отверстии рычага имеются пластиковые муфты для сокращения силы трения. Нижний конец от рычага зафиксирован в штоке с помощью фигурной пружины, а другой конец штока присоединен к муфте посредством вилки и застопорен болтом. Для того чтобы зафиксировать привод, применяется подпружиненный шарик, который входит в пазы штока. На штоке переключения раздатки на ниву обычно присутствуют три передачи: для высшей, низшей передач и для нейтрали. Шток блокировки дифференциала предполагает два положения: «включено» и «выключено». На крышке привода переднего моста имеется выключатель, который замыкает цепь от контрольной лампы, если блокировка дифференциала нивы включена.
Раздаточная коробка Нива 21213
Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:
- первую – с передаточным числом 1,2;
- вторую, пониженную – с числом 2,135;
- нейтраль.
21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:
При включении второго положения рычага раздаточной коробки (положение назад) передаточные числа меняются (понижаются):
По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.
Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.
Особенности конструкции стандартных креплений
Для крепления используют подрамник, поскольку у него множество преимуществ:
- Способен устранять вибрации, мешающие работать раздаточной коробке.
- Защита корпуса устройства от повреждений при движении по плохим дорогам.
- Если правильно монтировать подрамник, ось между раздаточной коробкой ВАЗ 2121 и коробкой передач уменьшается. Это увеличивает срок службы обоих устройств.
Неисправности раздаточных коробок ВАЗ
Раздатка на Ниве является достаточно надежным узлом, проблемы с ремонтом в самом механизме возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК – если по каким-либо причинам масло вытекло, происходит интенсивный износ всех деталей. Среди часто возникающих неисправностей можно отметить:
- вибрацию по кузову на различных скоростях при движении авто;
- вибрацию в момент трогания автомашины с места;
- шум в раздатке во время пробуксовки или вхождения автомобиля в поворот;
- тугое включение повышенной или пониженной передачи, затрудненное включение блокировки.
Как снимать раздаточную коробку на ниве
Схема размещения опор РК
Снять раздатку, чтобы потом была установлена третья опора, не так просто. Для этого понадобятся крестовая и плоская отвертка, ключи на 13 (трещоточный, рожковый, накидной). Порядок действий такой:
- Снимаем накладку на тоннеле пола в области рычагов управления (откручиваем 4 самореза).
- Откручиваем саморезы, крепящие накладку под рычагами (3 шт.).
- Отворачиваем рычаги в местах креплений, убираем накладку с резинками.
- Отключаем два виднеющихся в образовавшемся отверстии провода.
- Ставим машину на яму, домкрат или забираемся под нее.
- Отсоединяем карданы от раздатки (ключом на 13, кардан можно проворачивать рукой).
- Вынимаем тросик от спидометра, отворачивая рукой контргайку.
- Отсоединяем привод от КПП от раздаточной коробки.
- Снимаем раздатку с подвесных, откручивая гайки (лучше снимать на опору, установка производится в обратном порядке, после того как подготовлена третья опора).
В перспективе пониженные вибрации должны продлить сроки службы элементов трансмиссии, таких как провал, подшипник раздатки и кардан. Однако специалисты полагают, что третья опора раздатки для нивы может давать такой эффект, если она правильно сбалансирована, хорошо работает промвал, не люфтят карданы, подшипники и выходные валы.
Балансировка раздатки на Ниву — это искусство, т. к. коробка, как правило, смещена на расстояние от трех до восьми миллиметров. Для регулировки отпиливают кусок вылета одного кронштейна и надевают на другую ось. При этом гайки осей лучше сразу не затягивать, поскольку нужно проверять наличие минимальности зазоров (добавлять шайбы). Работы лучше производить на яме.
Дополнительная опора раздатки может улучшить качество поездки только в том случае, если она поставлена на крепкое днище. А «нивы», как и остальные изделия отечественного автопрома, известны своей склонностью к коррозии во всевозможных местах (может быть, «АвтоВАЗ» заботится таким образом об экологии: останки авто будут быстро и самостоятельно гнить, возвращая железо в природу). Поэтому на дно машины часто ставят подрамник (монолитную раму), который сам по себе несколько снижает вибрации, способствует разгрузке пола и увеличению регулировок по осям. Кроме того, он защищает картер раздатки естественным путем.
Вибрация
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах. Но прежде чем начать регулировку положения раздатки, следует проверить состояние других деталей ходовой части – возникать вибрация может и по другим причинам:
- плохо закреплены карданные валы;
- не отбалансированы колеса;
- есть люфт в крестовинах кардана (особенно на вибрацию влияют люфты в крестовинах заднего карданного вала);
- вибрирование идет от самого двигателя.
Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:
- раскрутилось крепление установочных опор раздатки;
- порвалась резина на самих опорах РК.
Альтернативные конструкции креплений от народных умельцев
Владельцы автомобилей научились делать подрамники для Нивы 21213 своими руками. Их преимущества в том, что можно заменить поврежденные детали, не снимая все устройство с машины. Но у таких систем есть и недостаток – необходимо постоянно проверять надежность фиксации болтов, поскольку они часто раскручиваются.
Центровка раздаточной коробки
Правильная установка раздаточной коробки может производиться несколькими способами. Чаще всего в автомастерских ремонтники пользуются следующим методом:
- вывешивают машину на подъемнике;
- ослабляют крепление раздатки;
- запускают двигатель;
- включают передачу и разгоняют машину по спидометру до скорости, на которой идет вибрация (часто она возникает на скоростях от 40 до 80 км/ час);
- без применения тормозов гасят скорость двигателем, затем выключают зажигание.
Раздатка сама центруется по местам, остается только затянуть крепления опор.
Отрегулировать положение РК также можно с помощью проволоки, делаем это следующим образом:
- ослабляем все четыре крепления опор раздатки;
- закрепляем один конец проволоки на резиновой муфте карданного вала;
- крепим еще отрезок проволоки на ШРУСе, другие концы проволоки подводим друг к другу;
- вращаем вал, если раздатка не отцентрована, концы проволоки будут при вращении расходиться;
- задача сводится к тому, чтобы установить методом подбора раздаточную коробку так, чтобы концы проволоки практически не расходились между собой в любом положении при поворачивании вала.
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
- демонтируем в салоне переднее сиденье пассажира;
- снимаем облицовку тоннеля пола;
- в салоне отодвигаем ковролин, закрывающий кузовной усилитель (спереди рычага ручного тормоза);
- снимаем раздаточную коробку (как вариант, ее можно просто вывесить, но со снятием монтаж третьей опоры делать удобнее);
- крепим на корпусе РК кронштейн новой опоры;
- устанавливаем раздаточную коробку на место, центруем ее в оптимальном положении, крепим боковые опоры;
- совмещаем третью опору с кузовом, просверливаем в днище два отверстия;
- с помощью шайб, болтов и гаек (из комплекта) крепим опору к днищу кузова.
Дополнительная опора раздатки
В классическом исполнении раздаточная коробка прикрепляется к полу кузова авто на пару резинометаллических кронштейнов. Чтобы отрегулировать ее по отношению к фланцу промвала, используются отверстия овальной формы в кронштейнах. Между ними и кузовом иногда ставятся регулирующие прокладки.
Ниву многие знают как автомобиль с высоким уровнем вибраций, которые досаждают ряду водителей. Поэтому многими автовладельцами ставится третья опора, которая позволяет уменьшить колебания раздатки в продольных плоскостях, чем можно разгрузить вал с эластичной муфтой. Эта конструкция, свариваемая вручную или покупаемая за небольшую сумму в магазине (придется поискать), при передвижении по любым дорогам на любых скоростях должна давать сведение к нулю вибрации от рычажков раздатки нивы.
Установка «девайса», приобретенного в магазине, достаточно проста. Нужно на задней крышке раздатки заменить три шпильки на более длинные из комплекта. После этого можно прикрутить раздатку, отцентрировать и просверлить отверстия в полу, на которые с помощью шайб, гаек, болтов прикрепить коробку. Все, третья опора готова. Крепление получается где-то за ручником.
Снятие раздатки Нива
Чтобы выполнить ремонт раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214), узел предварительно необходимо снять. Снятие производим в следующем порядке:
- в салоне демонтируем пластмассовую накладку рычагов КПП и РК;
- отворачиваем набалдашники рычагов переключения раздатки, снимаем под ними кожух;
- отсоединяем трос спидометра, для РК 21214 нужно будет отсоединить дополнительно еще датчик скорости;
- разворачиваем болты с гайками крепления эластичной муфты переднего и заднего карданных валов, для того чтобы вынуть болты, карданы необходимо проворачивать – вынимаются они по одному в одном определенном положении вала;
- под раздатку устанавливаем домкрат (или другой упор), отмечаем места, где крепились боковые опоры РК. Делается это для того, при установке центровку раздаточной коробки свести к минимуму;
- отворачиваем 4 гайки крепления РК к коробке передач;
- откручиваем 4 крепления опор РК к кузову автомобиля;
- теперь остается только демонтировать раздаточную коробку.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ку о третьей опоре
ПШЕЛ ВОН ЗУБИЛЬЩЕГ! > КАКУЮ ЖЕ КЕРНЮ ВЫ ВСЕ ТУТ НЕСЁТЕ. о))))))))))))))))))))))))))))))))))) > А у меня нет вибраций, я не знаю что это, покажите, а!
+++ У меня тоже их нет, что делать то.
Но и когда нивы были — тоже не было (дольше чем пара дней) :))))))))
И еще вопрос вскочил Зуд на 50 усилился, небольшая вибрация на 100 превратилась в конкретную тряску Все карданы сызраньские, новые, в коробочках.
+++ Откуда эти новые дровишки.
А я ведь предложил всего лишь набить смазкой старые карданы :))
Ну из какого-нить магазина «Русь» небось приехали.
Я таки не поленился, нашел текст имени себя Для 213-214 и 2121 с апргейдом под 5кпп и шрусовой пром вал
Балансируется ослабленная раздатка на нейтральном положении
в зоне максимальных вибраций — те на скорости 100км/ч по спидометру. Лучше всего это делать или на яме, или на подъемнике поджав задний мост упором вплоть до полной разгрузки — при вывешенном мосту раздатка наклоняется. Исполнять на асфальте не рекомендуется. Несколько раз были отмечены случаны непроизвольного включения раздатки вопреки всем законам физики. И у меня на глазах в том числе. По счастью обошлось без травм для человека лежащего под машиной.
Самое главное при этом — раздаточная коробка не должна быть сдвинута в крайнее переднее (быстро шрус сдохнет) или крайнее заднее положение (разберется по шлицам в лесу)
Если конструкция в нейтральном положении радостно продолжает вибрировать — или Наиболее частые случаи
1) у нас промвал хреновый а) Убитый б) Поддельный (он не воренный, а блестящий) в) Восстановленный — нет штампа отк или отличается от заводского, шпильки выкручиваются буквально руками. г) Переброшенный с завода через забор неликвид (слишком дохрена балансировочных отверстий)
2) Или на 5кпп стоит ремкомплект от жигулевской коробки с металлической втулкой стопорным кольцом (обычно появляется после переборки, или замены кпп на жигулячью) 3) Ремкомлект хвостовика отсутствует вовсе.
Центровка Раздатки НИВЫ Без подъёмника 3 Способа Центровки Раздаточной коробки НИВА
Хотите сохраните это видео?
Пожаловаться на видео?
Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.
Понравилось видео?
Не понравилось?
Как центровать раздаточную коробку НИВЫ? Центровку раздатки можно сделать своими силами. Вибрация раздатки НИВА. Убийца раздатки. Проверить за 1 минуту промежуточный карданный вал НИВЫ https://youtu.be/f2yWglBvgsY Для тех, у кого нет возможности машину поднять на подъёмник, можно центровку сделать так: выбираем ровную асфальтовую дорогу, с отсутствием большого движения машин, залазаем под машину и ослабляем болты крепления раздатки, разгоняемся плавно до 80 км/ч, проезжаем на этой скорости 300-500м. , отжав сцепление, плавно останавливаемся с краю дороги, (желательно в длинный карман ) не съезжая с ровного асфальта, включаем аварийку, ставим знак аварийной остановки и затягиваем гайки крепления раздаточной коробки НИВЫ. Лучше всего центровку раздаточной коробки НИВЫ, делать с нагруженной подвеской. Т.е. не на подъёмнике, а на подставках. То есть сделать центровку раздатки в совершенно естественных условиях её работы с карданами. Самый лучший результат дает центрирование на подставках под рычагами подвески. (подставки должны быть супер-надёжные, а то придавит). При таком центрировании карданы имеют те же углы, что и при движении машины. Успех результата центровки раздатки зависит от состояния всего комплекса узлов: самой раздаточной коробки, крестовин и шлицов карданов, промвала и т.д., т.к. балансируется комплекс из всех перечисленных узлов. Шлицы и крестовины карданов необходимо тщательно проверить и прошприцевать. Или если стоят шрусы, то проверить их. Необходимо также предварительно помыть от грязи и отбалансировать все колеса.
Во время процесса центровки раздатка сама смещается на линию нужного баланса. Находит нужное положение относительно коробки и карданов. Остаётся только закрутить болты крепления Раздаточной Коробки НИВЫ.
Источник